Музыка 2 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воробьевская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_____________ Е.К.Медвецкая
Протокол заседания ШМО
«26» августа 2022 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Воробьевская средняя школа»
_____________Ю.И.Лагуто
«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «29» августа 2022 г. № 266
Директор МБОУ
«Воробьевская средняя школа»
_____________ Т.И.Шевчук

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _____музыка_____________________
Уровень _____базовый______________________________
базовый, профильный, углубленный

Темборский Анатолий Иванович
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс ______1-4__________________________________
Срок реализации 4 года.
Количество часов:
Всего___в 1 классе -33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа в год.; в неделю _1___ ч.
Программа разработана на основе:
- ФГОС НОО;
- примерной программы по предмету «Музыка» и авторской программы «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской Т.С. Шмагиной
предметной линии учебников системы «Школа России»;
- примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного
приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555;

Воробьево,2022г.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов на 2022/2025 учебный год
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с ФГОС НОО, примерной программы начального общего
образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагина, М.,
Просвещение, 2014. В соответствии с учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» в 1-4 классах отводится 135 часов (из расчета 1 час в
неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.



1.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
 узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
 проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
 воспринимать музыку различных жанров;
 эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;










общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных
художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
в том числе и современных
электронных;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса.
обучающиеся должны знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
уметь:
- определять характер и настроение музыки; вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.
- участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
1.2.Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства
по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;












- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса
обучающиеся должны знать:
- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин);
- композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки; передавать в пении характер песни; слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении. Участвовать в
музыкальных играх и импровизациях.
1.3.Планируемые результаты освоения музыки в 3-ем классе
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;











- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства
по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:
обучающиеся должны знать:
- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов, М.Мусоргский, А.Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость;
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
1.4. Планируемые результаты освоения музыки в 4 классе
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться
в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музык. жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с
интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально
откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной
музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности
музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профес. музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных
голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к
тем или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;

участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.

2.1.Содержание программы 1 класса
Музыка вокруг нас – 16 ч

Волшебная страна звуков. Хоровод муз. Урок-импровизация. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Музыкальная азбука. Мои первые каникулы
«Пересмешники». Русские народные музыкальные инструменты. Садко – былинный герой. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Звучащие картины.
Музыкальная театрализация. Разыграй песню Г.Струве «Пёстрый колпачок». Родной обычай старины. Колядки. Добрый праздник среди зимы. П.Чайковский балет
«Щелкунчик».
Музыка и ты – 18 ч
Край, в котором ты живёшь. Композитор, поэт, художник. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. Музы не молчали.
Мамин праздник. Поют солдаты (народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»). У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты (клавесин,
рояль, лютня). Звучащие картины. Музыка в цирке. Музыка театра (опера, балет). М.Коваль опера – сказка «Волк и семеро козлят». Музыка любимых мультфильмов. По
следам
Бременских
музыкантов.
В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями русских композиторов XIX в.: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.
Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова. Песенное творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г.
Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Э.Григ, Ж.-Ф.Рамо.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное природой; мелодизировать на тексты колыбельных, принимать
участие в концертных мероприятиях школы.
2.2.Содержание программы 2-го класса
Россия –Родина моя (2 часа)
Образ родной природы в музыке русских композиторов. Г.Струве «Родина моя»
О России петь – что стремиться в храм (5 ч)
Колокольные звоны. Героические образы в музыке (2 ч). Духовная музыка. Песни о России. Музыкальные воспоминая.
День полный событий (8 часов).
Музыка утра. Эти разные марши. Мир сказки. Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету».Танцы. Детские образы в музыке. Картины вечера. Колыбельная для малышей.
Старинная музыка.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5 ч)
Русские народные инструменты. Плясовые народные песни. Из сокровищницы русского фольклора. Водим хороводы. Музыка слова. Музыка в народном стиле. Зиму
провожаем – Весну встречаем. Музыкальные воспоминания.
В музыкальном театре (5 ч)
Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят», «Музыка оперы и балета»,
М.Глинка сцены из оперы «Руслан и Людмила». Сцены из балета «Золушка» С.Прокофьева. Обобщающий урок. Афиша
В концертном зале (5 ч)
Звучит нестареющий В.Моцарт. Детские образы С.Прокофьева. Волшебный цветик – семицветик.
Детская фортепианная музыка. Музыкальные картины. Старинная музыка.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа)
Музыка, прошедшая сквозь века. Русские народные инструменты. Народные плясовые песни. Из сокровищницы русского фольклора.
Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д.
Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта. Разучиваются песни: И. Дунаевского, В.
Шаинского, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.

Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в
игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.
2.3.Содержание программы 3-го класса
Россия – Родина моя - 5 ч
Мелодия – душа музыки. Величальные песни. Солдатские песни. Героические образы в музыке (2 часа).
День полный событий -4 ч
Картины природы. Портрет в музыке. В детской. Музыкальные картины вечернего покоя. Духовная музыка. Тихая моя, нежная моя. Чтоб музыкантом быть, так
надобно умение.
О России петь, что стремиться в храм -2ч.
Музыкальные предания: «Былина о Добрыне Никитиче».«Садко и морской царь» М.Глинка опера «Руслан и Людмила» вторая песня Баяна
Народные песни в операх русских композиторов Н.Римский-Корсаков опера «Садко». Протяжная песня Садко. Хор «Высота ли, высота». М
Гори, гори ясно, чтобы не погасло - 5 ч
Мир Л.Бетховена Народные песни в операх русских композиторов. Звучащие картины. Проводы зимы. Встреча Весны.
В концертном зале 8 ч
Поет рояль. Музыкальный инструмент – клавесин. Музыкальный инструмент – скрипка. Скрипичная музыка в творчестве Н.Паганини. Музыкальный инструмент –
флейта. Мир Бетховена (2 ч). Сказочный мир П.Чайковского. Симфон. музыка. Э.Григ сюита «Пер Гюнт».
Тембры музыкальных инструментов. «Вариации» И.Бах «Фреска» А.Шнитке
В музыкальном театре - 5 ч
М.Глинка опера «Руслан и Людмила» (2 ч). А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад». П.Чайковский симфония №4 2-я ч., «Щелкунчик»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье - 5 ч
Тембры музыкальных инструментов. Симфоническая музыка. Вокальные жанры, народные песни. Фортепианная музыка.
В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из
оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, кантату С.С. Прокофьева "Александр Невский",
отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Е. Крылатова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А.
Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", хоры
"Проводы масленицы" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать стихот. тексты.
2.4.Содержание программы 4-го класса по музыке
Россия – Родина моя ( 2 часа)
Гимны России и Крыма. Авторы гимнов. Музыкальные образы русского народа в опере «Иван Сусанин» М.Глинки.
О России петь, что стремиться в храм (4 ч)
Душа русского народа в музыке С.Рахманинова. Жанры русских народных песен. С.Прокофьев кантата «Александр Невский». Обобщённый образ русских богатырей в
музыке А.Бородина.
День, полный событий (6 ч) Музыка осени. Сказочные образы А.Пушкина в симфонической сюите «Три чуда». Ярмарочные гулянья. Музыка зимы. Песни
разных народов мира. Оркестр народных инструментов.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч)
Музыка осени. Песни разных народов мира. Сказочные образы в музыке. Былины. Фортепианная музыка русских и зарубежных композиторов.
В музыкальном театре (6 ч)
Тема польского народа в опере М.Глинки «Иван Сусанин». Народная музыка в опере М.Мусоргского «Хованщина». Восточные мотивы в операх русских композиторов.
Характерные особенности мелодики и ритма восточных мотивов. Современная трактовка народных мелодий – основа музыкального языка балета. Музыка театра
комедии. Сходство и различие жанров сценической музыки (балет, опера, мюзикл, оперетта).
В концертном зале (5 ч)
Образы родины в фортепианной музыке Ф.Шопена. Разнообразие музыкальных образов. Оркестр – музыкальная республика (состав, группы). Музыкальные
зарисовки в фортепианной сюите М.Мусоргского «Картинки с выставки». Знаменитые исполнители, дирижеры. Музыкальный инструмент – гитара. Авторская песня.
Барды. Великий музыкальный сказочник Н.Римский-Корсаков.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (8ч)
Я.Дубравин «Всюду музыка живёт», «Волшебный смычок» норвежская народная песня .Фортепианная музыка. Образы революции в музыке Ф.Шопена. Великие
исполнители. Пианисты, вокалисты.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды
музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются
индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства:
сказочные сюжеты, образы природы; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов;
исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В занятиях используются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни, слушают музыку и занимаются
импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или
иной деятельности.
Виды занятий на уроке.
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально
- певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный
одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по интонационному
строю. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают. В пении развивается
метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы.
Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки:
песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А.
Моцарта, Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной
выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной
выразительности
в
произведениях
разных
композиторов
и
стилей
музыки.
Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры,
темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими
движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.

Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности
комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а
также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические
аккомпанементы, ритмические игры, мелодизация стихотворений.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим
объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.
В 4 классе программа строится на обобщении пройденного материала. Она включает развитие представлений школьников об использовании народной песни в
творчестве композиторов. На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б. Кабалевского обобщаются представления детей о жанре вариаций.
Инструментальное и вокальное исполнение музыки представлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Т.
Рихтера, М.Л. Ростроповича и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталистов.
Творчество композиторов-классиков и современных композиторов, знакомых детям, представлены "Венской классической школой" (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.
Бетховен), основоположником русской классической музыки М. И. Глинкой, представителями "Могучей кучки" и творчеством П.И. Чайковского. Композиторы XX века
так же известны учащимся, это С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен: И.Стравинский и К. Дебюсси. Разучиваются песни И. Гайдна,
Л. Бетховена, М. И. Глинки, Ц. Кюи и цикл песен Е. Крылатова.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, включать мелодические импровизации в текст, например, по рассказу М. Горького "Как сложили песню", на
тексты стихотворений.
3.1.Учебно-тематический план 1 класса
№
п/п
1
2

Наименование раздела

Авторская программа

Всего часов

Музыка вокруг нас
Музыка и ты
Итого

16
17

16
17
33

3.2.Учебно-тематический план 2 класса
Наименование раздела, темы

№ п/п
1
2
3
4

Россия – Родина моя
День полный событий
О России петь, что стремиться в храм
Гори, гори ясно, чтобы не погасло

3
6
5
4

Рабочая программа
Всего часов
2
8
5
5

5

В музыкальном театре

5

5

6
7

В концертном зале
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Итого
3.3.Учебно-тематический план 3 класса
Наименование раздела

5
6
34

5
4
34

Авторская
программа

Рабочая программа
Всего часов

№ п/п

Авторская программа

1
2
3
3

Россия – Родина моя
День полный событий
О России петь – что стремиться в храм
Гори, гори ясно, чтобы не погасло

5
4
4
4

5
4
2
5

4

В музыкальном театре

6

5

5

В концертном зале

6

8

5
34

5
34

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Итого
3.4.Учебно-тематический план 4 класса
№ п/п
Наименование раздела, темы.
1
О России петь – что стремиться в храм
2
День полный событий
3
Россия – Родина моя

6

Авторская программа
4
6
3

Рабочая программа
4
6
2

4

В концертном зале

5

5

5

В музыкальном театре

6

6

6

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

7

8

7

Гори, гори ясно, чтобы не погасло
3
Итого
34
Примечание: Расхождение с авторской на 17,7 % (допускается до 20%)

3
34


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».