РП РЯ 10 кл 2023-24 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

Рабочая программа
Предмет _русский язык
Уровень базовый_______
Учитель Романюк Валентина Захаровна___
Класс: 10
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего – 68/часов, в неделю – 2часа.

ВОРОБЬЕВО, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку 10 класса на уровне среднего общего образования составлена на основе требованийк результатам
освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р) и учебного плана МБОУ «Воробьевская средняя школа» на 2023 - 2024 учебный год (с изменениями и дополнениями).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет
«Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Примерной основной образовательной программе основного общего образования, ориентировано на использование линии учебников
«Русский язык» Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. М.: «Просвещение», 2022 г.
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка на ступени
среднего общего образования в 10 классе отводится 68 часов на 34 учебные недели.
Годовой календарный график МБОУ «Воробьевская средняя школа» на 2023/2024 учебный год предполагает 34 учебные недели, поэтому в
соответствии с календарным графиком школы количество часов в тематическом планировании и календарно-тематическом планировании
предусмотренов 10 классе –68часов,2 часа в неделю.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и
мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений;понимание роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной
стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;

совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за
речью;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и
скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и другие); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
- обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах
русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и
пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии
с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на уровне
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией, системой ценностных ориентаций, позитивных убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества;
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско
юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии
с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку.
Физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Русский язык» среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность
проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
- разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский
язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
- владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
- выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
- выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
Работа с информацией:
- владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форм
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
- развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
- оценивать приобретённый опыт;
- стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.

Самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
Принятие себя и других:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других на ошибку;
- развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории
и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации иязыка межнационального
общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1
июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»1, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации»2).
1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 23, ст. 2199; 2021, № 18, ст. 3061).
2. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 24, ст. 4200).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи.
Система языка. Культура речи.
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы
разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности,
соответствия нормам современного русского литературного языка.

Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных,
некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоциональноэкспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь,
этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы.
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных,
имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии.
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного
русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в
соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания
— не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решенияучебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографикуи другие (объём текста для чтения — 450—
500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и другому; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно/на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографикуи другие (объём текста для чтения — 450—
500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10 КЛАССЕ.
Общие сведения о языке.
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского
народа, один из мировых языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи.
Система языка. Культура речи.
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические
(морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы
современного русского литературного языка (общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь
антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный
словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства фонетики (повторение, обобщение).

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном
русском литературном языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы,
антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова
(неодобрительное, ласкательное, шутливое и другое). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение).Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы.
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов
разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных
глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии.
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные,
дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения
слов.
Орфографические правила. Правописание гласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы—и после приставок.
Правописание суффиксов.

Правописание Н и НН в словах различных частей речи.
Правописание НЕ и НИ.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели,
предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета(установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и
вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к
различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другому.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления.
Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации
общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте.
Информационно-смысловая переработка прочитанного и прослушанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10КЛАСС (на 68 часов/ 2 часа в неделю)

№ Разделы программы
п/п

1.

Общие сведения о языке.

Количество
часов

5

Из них
Теоретиче
ский
материал
5

Развитие речи

Контрольные
работы и диктанты

-

-

ЭОР

http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/
РЭШ МЭШ

Язык и речь.

2.
3.

Система языка. Культура речи.
4
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические 4
нормы.

4
3

1

-

4.

Лексикология и фразеология.
Лексические нормы.

11

-

1

12

5.

Морфемика и словообразование.

2

2

-

-

6.

Морфология. Морфологические нормы. 6

6

-

-

7.

Орфография. Основные правила
орфографии.

13

12

-

1

8.
9.

Речь. Речевое общение.
Текст. Информационно-смысловая
переработка текста.
Повторение.

7
7

4
5

3
2

-

8

7

-

1

68

59

6

3

10.

Итого:

http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/
РЭШ МЭШ
http://www.gramota.ru/
РЭШ МЭШ
http://yamal.org/ook/
http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/
РЭШ МЭШ
http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/
РЭШ МЭШ
http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/
РЭШ МЭШ

РЭШ МЭШ
http://www.gramota.ru/
http://yamal.org/ook/


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».