РП ЛИТ 11 кл 2023-24 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

Рабочая программа
Предмет _литература____
Уровень базовый_______
Учитель Романюк Валентина Захаровна___

Класс: 11
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего: 102 часа, в неделю – 3 часа.

ВОРОБЬЕВО, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 11 класса на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования,а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2424) и учебного плана МБОУ «Воробьевская средняя школа» на 2023 - 2024
учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Учебный
предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к предмету «Литература» на уровне основного
общего образования.
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы на ступени среднего
образования в 11 классе отводится 102 часа на 34 учебные недели).
Учебный план МБОУ «Воробьевская средняя школа» предусматривает изучение литературы в 11-ом классе 102 часа (34 недели, 3 часа в
неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования состоят в сформированности чувства причастности к
отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных
текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений,
включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры,
состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века,

воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения
литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и
ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам
отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание
содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской
деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной
культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи
связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов
формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины
жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в
дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературедостигаются в
единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организациив соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятымив обществе правилами и нормами
поведения, и способствуютпроцессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения обучающимися содержания федеральной рабочей программы по литературе для среднего общего образования
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в
сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте,технологиях, труде, отражённым в
художественных произведениях;
- идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с
традициями народов России, в том числес опорой на литературные произведения.

4. Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства, в том числе литературы;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по литературе.
5. Физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной
оценкой поведения и поступков литературныхгероев.
6. Трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
- готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления
опыта литературных героев;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать неблагоприятные экологическиепоследствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы
и литератур народов России.
8. Ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в
том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного
образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения федеральной рабочей программы учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений,
фактов историко-литературного процесса;
- разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по литературе;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;

2) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
- уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходыи решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

3) работа с информацией:
- владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
- создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
- владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности
по предмету;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
- оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и
обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
- признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметные результаты по литературе 11 класс
1) Осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание исторической преемственности поколений; включение в
культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX — начала XXI
века с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой
культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX —
начало XXI века) и современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX — XXI века со временем написания, с современностью и
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и
письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом
неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным в основной школе):

- конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство;
- миф и литература; историзм, народность;
- историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды
тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
- «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод;
литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в
других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и
умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать
собственные письменные высказывания с учётом нормрусского литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, оптимально использовать
ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» 11 КЛАСС
Введение. Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.
Теория литературы. Художественный текст. Поэтический язык.
Мировая литература рубежа XIX-XX веков. Содержание понятия «мировая литература» Характерные черты. . Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк.
Жизнь и творчество, судьба и творчество.
Русская литература начала XX века.
Литературные искания и направленияфилософской мысли. Золотой и серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала XXвека.Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Иван Алексеевич Бунин. Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза писателя. Философская направленность творчества. Тема
России и тема любви. Эстетическое кредо писателя.Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита,
сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив
увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим
социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней
изобразительности».
Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие
художественной манеры И. А. Бунина.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество, личность писателя. Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет»
(одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и
реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».
Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая
ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа.
Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в
творчестве А. И. Куприна. Куприн-мастер рассказа. «Юнкера», «Жанета»
Развитие речи: сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Леонид Николаевич Андреев Жизнь и судьба. На перепутьях реализма и модернизма. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист.
Рассказ «Большой шлем». Трагический смысл финала рассказа.
Иван Сергеевич Шмелёв. Трагедия писателя. Начало творческого пути. Повесть «Солнце мертвых». Творческая индивидуальность. Язык
произведений Шмелева.
Борис Константинович Зайцев.Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный
Сергий Радонежский». Беллетризованные биографии.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину
революции».Рассказы. Развитие представлений об иронии и пародии.
Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками,
различие юмора и сатиры А.Т.Аверченко и Тэффи.
Владимир Владимирович Набоков.Память о России. Начало творчества. Классические традиции в романах писателя. Язык и
стилистическая индивидуальность. Роман «Машенька». Феномен языка Набокова.
Особенности поэзии начала 20 века. Художественные открытия поэзии начала 20 века. Своеобразие поэтического почерка. Темы
творчества. Образ Родины. Лирический герой. Творческие искания.

Русский символизм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии серебряного века.Эстетические программы модернистских
объединений.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я». Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.
Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения. «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я
мечтою ловил уходящие тени», «Лунный луч», «Фантазия». Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь»,
«Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору
(«Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Иннокентий Анненский, Федор Сологуб, Андрей Белый. Основные этапы жизни.Стихотворения А.Белого «На горах», «Отчаянье»,
И.Ф.Аненского «Мучительный сонет», «Смычок и струны»,Ф.Сологуба «В тихий вечер на распутье двух дорог». Основные темы и мотивы
лирики поэтов.
Русский акмеизм.Истоки. Литературные манифесты акмеистов.Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты.Влияние
акмеизма нга последующее развитие русской литературы 20 века.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», цикл
«Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой
лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности
существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Русский футуризм. Футуризм как литературное течение модернизма. Характерные черты эстетики футуристов.
Лирика И. Северянина.Стихотворения: «Я, некий Игорь Северянин…», «Ананасы в шампанском». Поиски новых поэтических форм.
Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Владислав Фелицианович Ходасевич. Жизнь в России. Причина эмиграции.Ранняя лирика. «Акробат», «Воспоминанье».
Алексей Максимович Горький. Биография. Ранние рассказы. «Макар Чудра». Романтический пафос и реализм рассказа. Рассказ «Старуха
Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя.
Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На
дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького драматурга.
Сценическая судьба пьесы.
Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.
Развитие речи:сочинение по творчеству М.Горького.

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В
ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения
обязательны для Акмеизм. Футуризм (начальное представление). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева.
Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и
интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность
художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях
произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая
полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.Статья А.Блока «Интеллигенция и революция».
Новокрестьянская поэзия.
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Изба – святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы».
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова,
Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с
пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Мой край задумчивый и нежный…»,
«Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные дроги…»,»Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…»,
«Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой
опавший, клен заледенелый...». Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея
«узловой завязи» природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и
Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие
революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.
Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Смысл финала поэмы.
Владимир Владимирович Маяковский. Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского. Рифма и ритм его стихов. Неологизмы. Поэмы
Маяковского. Новаторство поэта.Стихотворения. Поэма «Облако в штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы «Клоп», «Баня».
Сатира Маяковского. Лирика Любви.
Развитие речи:сочинение по творчеству А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

Литературный процесс 1920-х годов. Народ и революция- поэтические обобщения. Литературные группировки. Творчество
А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.
Александр Александрович Фадеев. Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Разгром». Проблема гуманизма и нравственного выбора
героя. Путь становления героев. Смысл названия произведения.
Исаак Эммануилович Бабель. Жизнь и творчество писателя (обзор). «Конармия»-цикл новелл. Тема революции и Гражданской войны.
Реалистическое изображение человека в потоке революционных событий.
Евгений Иванович Замятин. Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Мы». Жанр утопии и антиутопии. Актуальность романа.
Различные интерпретации произведения.
Михаил Зощенко. Жизнь и творчество писателя (обзор). Сатирические рассказы. Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.
Контроль: зачетная работа за 1 полугодие (тесты).
Общая характеристика литературы 1930-х годов. Исторические предпосылки возникновения. Жизнь и творчество Н.А.Островского
(обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». «Котлован». Высокий пафос и острая
сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия,
благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и
стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». История создания романа
«Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл
финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.
Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции
европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор).
Развитие речи:сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое —
птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к
Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта,
значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая
трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого

контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского,
Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За
гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки
творчества поэта. Слово, образ в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта.
Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное
многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по мукам» (обзор) – от
романа к роману-эпопее. Тема русской истории в литературе 30-х годов. А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие
романа.
Михаил Михайлович Пришвин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Путевые очерки. «Черный араб». Пришвин и модернизм. Философия
природы. «Жень-шень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни.
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и
лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл
«Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в
творчестве Пастернака.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и
глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс
художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и
собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и
образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». «Поэма без героя». Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Биография. Первые поэтические публикации. «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…» «Гроза
идет». Трагедия поэта. Философский характер произведений Заболоцкого. Кредо поэта.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка», «Чужая
кровь» «Шибалково семя».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей
казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе.
Функция пейзажа в произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе
М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе.
Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Развитие речи:сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Из мировой литературы 30-х годов
О. Хаксли. «О дивный новый мир»: антиутопия. Специфика жанра и композиции произведения. Проблема дегуманизации общества в
процессе технического прогресса.
Литература периода Великой отечественной войны (обзор). Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Первые публикации во
фронтовой печати. Проза Великой Отечественной войны.Поэзия. Драматургия.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Своеобразие поэмы «Трава Муравия».
Журналистская работа во фронтовой печати. «Книга про бойца». «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная
лирика. Поэма «По праву памяти».
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с
русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная
прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Рассказ «Матренин двор». Сюжет, композиция, пролог.
«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Автобиографизм творчества А.И.Солженицына.
Из мировой литературы. После войны. А.Камю. Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
Полвека русской поэзии. «Поэтическая весна». Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников.
Сохранение классических традиций в 70-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.

Иосиф АлександровичБродский.Жизнь. Творчество. (Обзор.). Творческая самостоятельность. Бродский - «поэт культуры», усложненный
«культурный багаж» его поэзии. Русская и западная ориентация творчества. Широта тематического диапазона «Я входил вместо дикого зверя в
клетку», «Пилигримы», «Рождественский романс». Поэтика Бродского, определяемая как «странная архитектура». Эксперименты Бродского с
поэтическими жанрами.
Ф.Саган. Г.-Г. Маркес. У.Эко.
Русская проза в 1950-2000 годы. Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм.
Валентин ГригорьевичРаспутин Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Прощание с Матерой» изображение патриархальной русской
деревни, мало затронутой пагубным влиянием цивилизации. Экология души — экология природы.
Василий МакаровичШукшин.Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Тематическое новаторство прозы Шукшина. Соседство комических
элементов с трагическими в изображении повседневной жизни современной деревни. Нравственные искания героев. Своеобразие «чудаковатых»
персонажей. «Неравнодушный реализм» Шукшина: «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Обида».
Александр Валентинович Вампилов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Пьеса «Утиная охота». Традиции и новаторство в
драматургии писателя.
Федор Александрович Абрамов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Новаторство
«деревенской прозы» Абрамова.
Обзор повестей К.Воробьева «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е. Носова «Усвятскиешлемоносцы». Автобиографичность и
документальность произведений. Своеобразие развития военной темы.
«Городская проза» в русской литературе 1960-1980 г. г. Концепция личности в «городской прозе».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» 11 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов и тем

1.
2.

3.

Количество часов
Всего
Теория

Из них
Развитие речи
Контрольные
работы,
сочинения
-

Введение.
Русская литература начала XXвека.
И.А. Бунин.

2
45
5

2
40
5

А.И. Куприн.

4

3

1

Литература русского зарубежья.

5

5

-

-

-

ЭОР

buninivan.org.ru
http://kuprin.org.ru/

-

4.

5.
6.
7.
8.

9.

Особенности поэзии начала XX
века.
А.М. Горький.
Поэзия Серебряного века.
Литературный процесс 1920-х
годов.
Литературный процесс 1930-х
годов.
Современность и
«постсовременность» в мировой
литературе.
Повторение.
Итого:

7

6

1

-

6
18
5

5
16
5

1
1
-

1
-

41

39

2

-

8

7

-

1

1
102

1
94

6

2

hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.p
http://www.silverage.ru/


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».