РП лит-ра 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 5 – 9 классов

с. Воробьево2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочаяпрограммаполитературенауровнеосновногообщегообразованиясо
ставленанаосновеТребованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойп
рограммыосновногообщегообразования,представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандартеосновногообщегообразования(ПриказМинпросвещенияРоссииот31.0
5.2021
г.
№
287,
зарегистрирован
Министерством
юстиции
РоссийскойФедерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО),
а
такжефедеральнойрабочейпрограммывоспитания,сучётомКонцепциипреподава
ниярусскогоязыкаилитературывРоссийскойФедерации(утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9апреля2016г.№ 637р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебныйпредмет«Литература»внаибольшейстепениспособствуетформир
ованиюдуховногообликаинравственныхориентировмолодогопоколения,таккакз
анимаетведущееместовэмоциональном,интеллектуальномиэстетическомразвит
ииобучающихся,встановленииосновихмиропониманияинациональногосамосоз
нания.
Особенностилитературыкакучебногопредметасвязаныстем,чтолитератур
ные
произведения
являются
феноменом
культуры:
в
них
заключеноэстетическоеосвоениемира,абогатствоимногообразиечеловеческогоб
ытиявыраженовхудожественныхобразах,которыесодержатвсебепотенциалвозде
йствияначитателейиприобщаютихкнравственноэстетическимценностям,какнациональным,такиобщечеловеческим.
Основусодержаниялитературногообразованиясоставляютчтениеиизучени
евыдающихсяхудожественныхпроизведенийрусскойимировойлитературы, что
способствует
постижению
таких
нравственных
категорий,какдобро,справедливость,честь,патриотизм,гуманизм,дом,семья.Цел
остноевосприятиеипониманиехудожественногопроизведения,егоанализиинтер
претациявозможнылишьприсоответствующейэмоциональноэстетическойреакциичитателя,котораязависитотвозрастныхособенностейшколь
ников,ихпсихическогоилитературногоразвития,жизненногои
читательскогоопыта.
Полноценноелитературноеобразованиенауровнеосновногообщегообразов
ания
невозможно
без
учёта
преемственности
с
учебным
предметом"литературноечтение"науровненачальногообщегообразования,

межпредметных связей с русским языком, учебным предметом
"История" иучебными предметами предметной области "Искусство", что
способствуетразвитиюречи,историзмамышления,художественноговкуса,форми
рованиюэстетическогоотношениякокружающемумируиеговоплощениявтворче
ских работахразличных жанров.
Врабочейпрограммеучтенывсеэтапыроссийскогоисторико-литературного
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) ипредставлены
разделы,
касающиеся
отечественной
и
зарубежной
литературы.Основныевидыдеятельностиобучающихсяперечисленыприизучени
икаждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижениепланируемых результатов обучения.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»
Целиизученияпредмета«Литература»восновнойшколесостоятвформирова
нииуобучающихсяпотребностивкачественномчтении,культурычитательскогово
сприятия,пониманиялитературныхтекстовисозданиясобственныхустныхиписьм
енныхвысказываний;вразвитиичувствапричастностикотечественнойкультуреиу
важениякдругимкультурам, аксиологической сферы личности на основе
высоких
духовнонравственныхидеалов,воплощённыхвотечественнойизарубежнойлитературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебныхзадач,которые
постепенно усложняются от5 к9классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из
основныхнационально-культурных ценностей народа, как особого способа
познанияжизни,собеспечениемкультурнойсамоидентификации,осознаниемком
муникативноэстетическихвозможностейродногоязыканаосновеизучениявыдающихсяпроизв
еденийотечественнойкультуры,культурысвоегонарода,мировойкультуры,состо
ятвприобщениишкольниковкнаследию
отечественной
и
зарубежной
классической литературы и лучшимобразцам современной литературы;
воспитании
уважения
к
отечественнойклассикекаквысочайшемудостижениюнациональнойкультуры,сп
особствующейвоспитаниюпатриотизма,формированиюнациональнокультурнойидентичностииспособностикдиалогукультур;освоениюдуховногооп
ытачеловечества,национальныхиобщечеловеческихкультурныхтрадицийиценн
остей;формированиюгуманистическогомировоззрения.
Задачи,связанныесосознаниемзначимостичтенияиизучениялитературы
для
дальнейшего
развития
обучающихся,
с
формированием
ихпотребностивсистематическомчтениикаксредствепознаниямираисебяв

этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,
ориентированынавоспитаниеиразвитиемотивациикчтениюхудожественныхпро
изведений,
как
изучаемых
на
уроках,
так
и
прочитанных
самостоятельно,чтоспособствуетнакоплениюпозитивногоопытаосвоениялитера
турныхпроизведений, в том числе в процессе участия в различных
мероприятиях,посвящённых литературе,чтению,книжнойкультуре.
Задачи,связанныесвоспитаниемквалифицированногочитателя,обладающе
го
эстетическим
вкусом,
с
формированием
умений
воспринимать,анализировать,критическиоцениватьиинтерпретироватьпрочита
нное,направленына
формированиеу
школьников
системызнаний
олитературекакискусствеслова,втомчислеосновныхтеоретико-иисториколитературныхзнаний,необходимыхдляпонимания,анализаиинтерпретации
художественных
произведений,умениявоспринимать
их
висторикокультурномконтексте,сопоставлятьспроизведениямидругихвидов
искусства;
развитие читательских умений, творческих способностей,эстетического вкуса.
Эти
задачи
направлены
на
развитие
умения
выявлятьпроблематикупроизведенийииххудожественныеособенности,коммент
ировать авторскую позицию и выражать собственное отношение
кпрочитанному;восприниматьтекстыхудожественныхпроизведенийвединствеф
ормыисодержания,реализуявозможностьихнеоднозначноготолкования
в
рамках
достоверных
интерпретаций;
сопоставлять
и
сравниватьхудожественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы
как междусобой, так и с произведениями других искусств; формировать
представленияо специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературномпроцессе;развиватьуменияпоисканеобходимойинформациисиспо
льзованием различных источников, владеть навыками их критическойоценки.
Задачи,связанныесосознаниемобучающимисякоммуникативноэстетическихвозможностейязыканаосновеизучениявыдающихсяпроизведенийо
течественнойкультуры,культурысвоегонарода,мировойкультуры, направлены
на совершенствование речи школьников на примеревысоких образцов
художественной
литературы
и
умений
создавать
разныевидыустныхиписьменныхвысказываний,редактироватьих,атакжевырази
тельночитатьпроизведения,втомчисленаизусть,владетьразличнымивидамипере
сказа,участвоватьвучебномдиалоге,адекватновоспринимаячужуюточкузрения
иаргументированно отстаиваясвою.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРА»ВУЧЕБНОМПЛА
НЕ
В6классенаизучениепредметаотводится4часавнеделю (136 часов в год).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Античнаялитература.
Гомер.Поэмы.«Илиада»,«Одиссея»(фрагменты).
Фольклор.Русскиебылины(неменеедвух).Например,«ИльяМуромециСол
овейразбойник»,«Садко».НародныепесниибалладынародовРоссииимира(неменеетр
ёхпесениоднойбаллады).Например,
«ПесньоРоланде»(фрагменты).«ПесньоНибелунгах»(фрагменты),баллада
«Аника-воин»и др.
Древнерусскаялитература.
«Повестьвременныхлет»(неменееодногофрагмента).Например,
«Сказаниеобелгородскомкиселе»,«СказаниеопоходекнязяОлеганаЦарьгр
ад»,«Предание о смерти князяОлега».
ЛитературапервойполовиныXIXвека.
А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«ПесньовещемОлеге»,
«Зимняядорога»,«Узник»,«Туча»идр.Роман«Дубровский».
М.Ю.Лермонтов.Стихотворения(неменеетрёх).«Трипальмы»,
«Листок»,«Утёс»идр.
А.В.Кольцов.Стихотворения(неменеедвух).Например,«Косарь»,
«Соловей»идр.
ЛитературавторойполовиныXIXвека.
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в
осенипервоначальной…»,«С поляны коршунподнялся…».
А.А.Фет.Стихотворения(неменеедвух).«Учисьуних–
удуба,уберёзы…»,«Я пришёлк тебес приветом…».
И.С.Тургенев.Рассказ«Бежинлуг».
Н.С.Лесков.Сказ«Левша».
Л.Н.Толстой.Повесть«Детство»(главыповыбору).
А.П.Чехов.Рассказы(триповыбору).Например,«Толстыйитонкий»,
«Хамелеон»,«Смертьчиновника»идр.
А.И.Куприн.Рассказ«Чудесныйдоктор».
ЛитератураXXвека.
СтихотворенияотечественныхпоэтовначалаХХвека(неменеедвух).
Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А.Блока идр.
СтихотворенияотечественныхпоэтовXXвека(неменеечетырёхстихотво
рений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В.
С.Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю.
П.Мориц,Б.Ш.Окуджавы,Д. С.Самойлова.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в
томчислеоВеликойОтечественнойвойне(двапроизведенияповыбору).Наприм
ер, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь
исцеления»,А.В.ЖвалевскийиЕ.Б.Пастернак.«ПравдиваяисторияДедаМороза»(
глава«Оченьстрашный 1942 Новый год») идр.
В.Г.Распутин.Рассказ«Урокифранцузского».
Произведенияотечественныхписателейнатемувзрослениячеловека(не

менеедвух).Например,Р.П.Погодин.«Кирпичныеострова»;Р.
И.
Фраерман.
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И.Коваль.«Самая
лёгкая лодка вмире»и др.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов
(неменее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время
всегдахорошее»; В.В.Ледерман.«Календарьма(й)я»и др.
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два
повыбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай.
«Роднаядеревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…»,
«Какимбымалым нибылмойнарод…»,«Что бниделалосьна свете…».
ЗарубежнаялитератураД.Дефо.«РобинзонКрузо»(главыповыбору).
Дж.Свифт.«ПутешествияГулливера»(главыповыбору).
Произведениязарубежныхписателейнатемувзрослениячеловека(неме
неедвух).Например,Ж.Верн.«ДетикапитанаГранта»(главыповыбору).Х.Ли.«Уб
итьпересмешника»(главы повыбору)и др.
Произведениясовременныхзарубежныхписателей-фантастов(неменее
двух). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по
выбору),Д.У.Джонс. «Дом схарактером»и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучениелитературывосновнойшколенаправленонадостижениеобучающ
имисяследующихличностных,метапредметныхипредметныхрезультатовосвоен
ия учебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе
дляосновногообщегообразованиядостигаютсявединствеучебнойивоспитательн
ой
деятельности
в
соответствии
с
традиционными
российскимисоциокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными
впроизведенияхрусскойлитературы,принятымивобществеправиламиинормами
поведенияиспособствуютпроцессамсамопознания,самовоспитанияисаморазвит
ия,формированиявнутреннейпозицииличности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе
дляосновного
общего
образования
должны
отражать
готовность
обучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийи
расширениеопытадеятельностинаеёосновеивпроцессереализацииосновных
направленийвоспитательнойдеятельности,втомчисле вчасти:
Гражданскоговоспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
егоправ,уважениеправ,свободизаконныхинтересовдругих людей;
 активноеучастиевжизнисемьи,образовательнойорганизации,местногос
ообщества,родногокрая,страны,втомчислевсопоставлениисситуациями,отражё

ннымивлитературныхпроизведениях;
 неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
 пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутоввжизничеловека;
 представлениеобосновныхправах,свободахиобязанностяхгражданина,
социальныхнормахиправилахмежличностныхотношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, втомчислес опоройна примеры из
литературы;
 представлениеоспособахпротиводействиякоррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
квзаимопониманиюивзаимопомощи,втомчислесопоройнапримерыизлитератур
ы;
активноеучастиевшкольномсамоуправлении;
готовность
к
участию
в
гуманитарной
(волонтерство;помощьлюдям,нуждающимся вней).



деятельности

Патриотическоговоспитания:
 осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпозн
анию
родного
языка,
истории,
культуры
Российской
Федерации,своегокрая,народовРоссиивконтекстеизученияпроизведенийрусско
йизарубежнойлитературы,атакжелитературнародовРФ;
 ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины–России,кнауке,
искусству,
спорту,
технологиям,
боевым
подвигам
и
трудовымдостижениямнарода,втомчислеотражённымвхудожественныхпроизве
дениях;
 уважениексимволамРоссии,государственнымпраздникам,историческо
муиприродномунаследиюипамятникам,традициямразных
народов,
проживающих в родной стране, обращая вниманиенаихвоплощение
влитературе.
Духовно-нравственноговоспитания:
 ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажейлитературных
произведений;
 готовностьоцениватьсвоёповедениеипоступки,атакжеповедениеи
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
сучётомосознания последствий поступков;
 активноенеприятиеасоциальныхпоступков,свободаиответственностьл
ичностивусловияхиндивидуальногоиобщественного пространства.
Эстетическоговоспитания:
 восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и
творчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискус
ства,втомчислеизучаемых литературныхпроизведений;
 осознаниеважностихудожественнойлитературыикультурыкаксредства

коммуникации и самовыражения;
 пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,ролиэтническ
ихкультурных традицийинародного творчества;
 стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоцион
альногоблагополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
ичитательскийопыт;
 ответственноеотношениексвоемуздоровьюиустановканаздоровый
образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиеническихправил,сбалансированныйрежимзанятийиотдыха,регулярнаяфиз
ическаяактивность);
 осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек(употреблениеалк
оголя,наркотиков,курение)и
иныхформвредадляфизическогоипсихическогоздоровья,соблюдениеправилбезо
пасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсредевпроцессешкольного литературногообразования;
 способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям
и
меняющимсясоциальным, информационным и природным условиям, в том
числеосмысляясобственныйопытивыстраивая дальнейшиецели;
 умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясьнапримеры излитературныхпроизведений;
 уметьуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием;
 сформированностьнавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибку
и такого же права другого человека с оценкой поступковлитературных героев.
Трудовоговоспитания:
 установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамках
семьи,
школы,
города,
края)
технологической
и
социальнойнаправленности,способностьинициировать,планироватьисамостоят
ельно выполнятьтакого родадеятельность;
 интерес
к практическому изучению профессий и труда
различногорода,втомчисле
на
основе
примененияизучаемогопредметногознанияизнакомствасдеятельностьюгероевн
астраницахлитературных произведений;
 осознаниеважностиобучениянапротяжениивсейжизнидляуспешной
профессиональной деятельности и развитие необходимыхуменийдля этого;
 готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числеприизучениипроизведенийрусского фольклораилитературы;
осознанныйвыборипостроениеиндивидуальнойтраекторииобразования
и
жизненных
планов
с
учетом
личных
и
общественныхинтересовипотребностей.


Экологическоговоспитания:
 ориентациянаприменениезнанийизсоциальныхиестественныхнаук для
решения
задач
в
области
окружающей
среды,
планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсре
ды;
 повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобальногохарактераэкологических проблемипутейихрешения;
 активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде,втом
числесформированноепризнакомствеслитературнымипроизведениями,поднима
ющимиэкологическиепроблемы;
 осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвяз
иприродной,технологическойисоциальнойсред;
 готовность
к
участию
в
практической
деятельности
экологическойнаправленности.
Ценностинаучногопознания:
 ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунаучныхпредставлен
ийобосновныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосв
язяхчеловекасприроднойисоциальнойсредойсопоройнаизученныеисамостоятел
ьнопрочитанныелитературныепроизведения;
 овладениеязыковойичитательскойкультуройкаксредствомпознаниями
ра;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности
сучётомспецификишкольного литературногообразования;
 установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремление
совершенствовать пути достижения индивидуального иколлективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
кизменяющимсяусловиям социальнойиприроднойсреды:
 освоение
обучающимися
социального
опыта,
основных
социальныхролей,соответствующихведущейдеятельностивозраста,нормиправи
л
общественного
поведения,
форм
социальной
жизни
в
группахисообществах,включаясемью,группы,сформированныепо
профессиональнойдеятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодейств
ияслюдьми издругойкультурнойсреды;
 изучениеиоценкасоциальныхролейперсонажейлитературныхпроизведе
ний;
 потребностьвовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытост
ьопытуи знаниямдругих;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня
своейкомпетентностичерезпрактическуюдеятельность,втомчислеумениеучитьс
яудругихлюдей,осознаватьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкииком
петенцииизопытадругих;
 в
выявлении
и
связывании
образов,
необходимость
в

формированииновыхзнаний,втомчислеформулироватьидеи,понятия,гипотезыо
б объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознаватьдефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своёразвитие;
 умениеоперироватьосновнымипонятиями,терминамиипредставлениям
ивобластиконцепцииустойчивогоразвития;
 анализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
 оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду,достижений
целей
и
преодоления
вызовов,
возможных
глобальныхпоследствий;
 способностьосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящие
измененияиихпоследствия,опираясьнажизненныйичитательский опыт;
 восприниматьстрессовуюситуациюкаквызов,требующийконтрмер;
 оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решенияидействия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуации;
 бытьготовымдействоватьвотсутствиигарантийуспеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К

концу обучения у обучающегося формируются
следующиеуниверсальныеучебныедействия.

Универсальныеучебныепознавательныедействия:
1) Базовыелогическиедействия:
 выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиобъектов(художеств
енных и учебных текстов, литературных героев и др.) иявлений (литературных
направлений, этапов историко-литературногопроцесса);
 устанавливатьсущественныйпризнакклассификациииклассифицироват
ьлитературныеобъектыпосущественномупризнаку, устанавливать основания
для их обобщения и сравнения,определятькритерии проводимого анализа;
 сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияв
рассматриваемыхлитературныхфактахинаблюдениях надтекстом;
 предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечийсуч
ётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решенияпоставленнойучебной задачи;
 выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
литературныхявленийипроцессов;
 делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключ
ений,умозаключений поаналогии;
 формулироватьгипотезыобихвзаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работес
разными
типами
текстов
(сравнивать
несколько
вариантов
решения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельновыделенных

критериев).
2) Базовыеисследовательскиедействия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьиск
омое иданное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
влитературномобразовании;
 формироватьгипотезуобистинностисобственныхсужденийисужденийд
ругих,аргументироватьсвоюпозицию,мнение
 проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследова
ние по установлению особенностей литературного объектаизучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектовмеждусобой;
 оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювх
одеисследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения
и выводы по
результатампроведённогонаблюдения, опыта,исследования;
 владеть
инструментами
оценкидостоверности
полученныхвыводовиобобщений;
 прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиесобытийиихпоследстви
яваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихраз
витиивновыхусловияхиконтекстах,втомчислевлитературныхпроизведениях.
3) Работасинформацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
иотборелитературнойидругойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпре
дложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;
 выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьлитерат
урнуюидругуюинформациюразличныхвидовиформпредставления;
 находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающиеоднуитужеидею,версию)вразличныхинформационныхисточник
ах;
 самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениялитератур
нойидругойинформацииииллюстрироватьрешаемыеучебныезадачинесложным
исхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациями;
 оцениватьнадёжностьлитературнойидругойинформациипокритериям,
предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно;
 эффективнозапоминатьисистематизироватьэтуинформацию.
Универсальныеучебныекоммуникативныедействия:
1) Общение:
 восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответств
иисусловиями и целямиобщения;
 распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциал
ьных
знаков,
знать
и
распознавать
предпосылки
конфликтныхситуаций,находяаналогиивлитературныхпроизведениях,исмягчат
ьконфликты,вестипереговоры;
 выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменных текстах;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
ксобеседникуикорректноформулироватьсвоивозражения;




входеучебногодиалогаи/илидискуссиизадаватьвопросыпосуществуобс
уждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениеучебнойзадачииподде
ржаниеблагожелательностиобщения;
 сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обн
аруживатьразличиеи сходствопозиций;
 публичнопредставлятьрезультатывыполненногоопыта(литературоведч
еского эксперимента,исследования,проекта);
 самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентаци
ииособенностейаудиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныет
екстысиспользованиемиллюстративных материалов.
2) Совместнаядеятельность:
 использоватьпреимуществакомандной(парной,групповой,коллективно
й)
и
индивидуальной
работы
при
решении
конкретнойпроблемынаурокахлитературы,обосновыватьнеобходимостьпримен
ениягрупповыхформвзаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;
 приниматьцельсовместнойучебнойдеятельности,коллективностроитьд
ействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцесси
результатсовместнойработы;
 уметьобобщатьмнениянескольких людей;
 проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
планировать организацию совместной работы на урокелитературы и во
внеурочной
учебной
деятельности,
определять
своюроль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия
),распределятьзадачимеждучленамикоманды,участвоватьвгрупповыхформахра
боты(обсуждения,обменмнений,«мозговыештурмы»и иные);
 выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапо
своему
направлению,
и
координировать
свои
действия
с
другимичленамикоманды;
 оценивать качество своего вклада
в общий результат по
критериям,сформулированнымпониматьнамерениядругих,проявлятьуважитель
ное отношение к собеседнику и корректно формулироватьсвои возражения;
 входеучебногодиалогаи/илидискуссиизадаватьвопросыпосуществуобс
уждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныена
решениеучебнойзадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
 сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обн
аруживатьразличиеи сходствопозиций;
 публичнопредставлятьрезультатывыполненногоопыта(литературоведч
еского эксперимента,исследования,проекта);
 самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентаци
ииособенностейаудиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныет
екстысиспользованиемиллюстративных материалов;
 участникамивзаимодействияналитературныхзанятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачейи вклад каждого

членакоманды
в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственностиипроявлятьготовностькпредоставлениюотчётаперед группой.
Универсальныеучебныерегулятивныедействия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях,анализируяситуации,изображённыевхудожественнойлитературе;
 ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуаль
ное,принятиерешениявгруппе,принятиерешенийгруппой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи
(илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётомимеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
 составлять
план действий (план реализации намеченного
алгоритмарешения)икорректироватьпредложенныйалгоритмсучётомполучения
новых знанийоб изучаемомлитературномобъекте;
 делатьвыбор ибратьответственностьзарешение.
2) Самоконтроль:
 владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексиившкольно
млитературномобразовании;даватьадекватнуюоценкуучебнойситуации
ипредлагатьпланеёизменения;
 учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнуть
при
решении
учебной
задачи,
адаптировать
решение
кменяющимсяобстоятельствам;
 объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельност
и,
давать
оценку
приобретённому
опыту,
уметь
находитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств
иизменившихсяситуаций,установленныхошибок,возникшихтрудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелии условиям.
3) Эмоциональныйинтеллект:
 развиватьспособностьразличатьиназыватьсобственныеэмоции,управля
тьими иэмоциями других;
 выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
 ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядруг
ого,анализируяпримерыизхудожественнойлитературы;
 регулироватьспособвыражениясвоихэмоций.
4) Принятиесебяидругих:
 осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению,размышляянад
взаимоотношениями литературныхгероев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право
другого;приниматьсебяи других,не осуждая;
 проявлятьоткрытостьсебеидругим;
 осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Пониматьобщечеловеческуюидуховнонравственнуюценностьлитературы, осознавать её роль в воспитании любви к
Родине
и
укрепленииединствамногонационального
народаРоссийскойФедерации;
2) понимать
особенности
литературы
как
вида
словесного
искусства,отличатьхудожественныйтекстоттекстанаучного,делового,публицист
ического;
3) осуществлятьэлементарныйсмысловойиэстетическийанализпроизвед
енийфольклораихудожественнойлитературы;воспринимать,анализировать,инте
рпретироватьиоцениватьпрочитанное(сучётомлитературного
развитияобучающихся);
 определять тему и главную мысль произведения, основные
вопросы,поднятые
автором;
указывать
родовую
и
жанровую
принадлежностьпроизведения;выявлятьпозициюгерояиавторскуюпозицию;хар
актеризоватьгероевперсонажей,даватьихсравнительныехарактеристики;выявлятьосновныеособенн
остиязыкахудожественногопроизведения,поэтическойипрозаическойречи;
 пониматьсущностьтеоретиколитературныхпонятийиучитьсяиспользовать их в процессе анализа и
интерпретации
произведений,оформлениясобственныхоценокинаблюдений:художественнаяли
тератураиустноенародноетворчество;прозаипоэзия;художественный
образ;
роды
(лирика,
эпос),
жанры
(рассказ,
повесть,роман,басня,послание);формаисодержаниелитературногопроизведения
;
тема,
идея,
проблематика;
сюжет,
композиция;
стадииразвитиядействия:экспозиция,завязка,развитиедействия,кульминация,ра
звязка;повествователь,рассказчик,литературныйгерой (персонаж), лирический
герой,
речевая
характеристика
героя;портрет,пейзаж,художественнаядеталь;юмор,ирония;эпитет,метафора,
сравнение;
олицетворение,
гипербола;
антитеза,
аллегория;стихотворныйметр(хорей,ямб),ритм,рифма, строфа;
 выделятьвпроизведенияхэлементыхудожественнойформыиобнаружив
атьсвязимеждуними;
 сопоставлятьпроизведения,ихфрагменты,образыперсонажей,сюжетыр
азныхлитературныхпроизведений,темы,проблемы,жанры(сучётомвозрастаилит
ературного развитияобучающихся);
 сопоставлятьспомощьюучителяизученныеисамостоятельнопрочитанн
ыепроизведенияхудожественнойлитературыспроизведениями других видов
искусства (живопись, музыка, театр,кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
7поэтическихпроизведений,невыученныхранее),передаваяличноеотн
ошениекпроизведению(сучётомлитературногоразвития,индивидуаль
ных особенностейобучающихся);
5) пересказыватьпрочитанноепроизведение,используяподробный,сжаты

й,выборочный,творческийпересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанному
произведению и с помощьюучителя формулировать вопросык тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
даватьаргументированную оценкупрочитанному;
7) создаватьустныеиписьменныевысказыванияразныхжанров(объёмом
не
менее
100
слов),
писать
сочинение-рассуждение
по
заданнойтемесопоройнапрочитанныепроизведения, аннотацию,отзыв;
8) владеть
умениями
интерпретации
и
оценки
текстуально
изученныхпроизведенийфольклора,древнерусской,русскойизарубежнойлитера
турыисовременныхавторовсиспользованиемметодовсмысловогочтенияиэстети
ческогоанализа;
9) осознаватьважностьчтенияиизученияпроизведенийустногонародного
творчестваихудожественнойлитературыдляпознаниямира,формированияэмоци
ональныхиэстетическихвпечатлений,атакжедлясобственногоразвития;
10) планировать
собственноедосуговоечтение,обогащатьсвойкругчтенияпорекомендациямучите
ля,втомчислезасчётпроизведенийсовременнойлитературы
для
детейиподростков;
11) развивать
умения
коллективной
проектной
или
исследовательскойдеятельности под руководством учителя и учиться публично
представлятьполученныерезультаты;
12) развиватьумениеиспользоватьсловариисправочники,втомчислев
электронной
форме;
пользоваться
под
руководством
учителя
электроннымибиблиотекамиидругимиинтернетресурсами,соблюдаяправилаинформационнойбезопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количествочасов
№п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Раздел1. Античнаялитература
Гомер. Поэмы «Илиада»,
1.1
«Одиссея»(фрагменты)
Итогопоразделу
Раздел2.Фольклор
Былины(неменеедвух).Например,
2.1
«ИльяМуромециСоловей-разбойник»,
«Садко»

2.2

Народные песни и баллады
народовРоссии и мира. (не менее трёх
песен иодной баллады), «Песнь о
Роланде»(фрагменты),«ПесньоНибелун
гах»
(фрагменты),баллада«Аника-воин»идр.

Итогопоразделу
Раздел3.Древнерусскаялитература
«Повесть временных лет» (не
менееодногофрагмента).Например,«Сказан
иео белгородском киселе», «Сказание
3.1
опоходекнязяОлеганаЦарьград»,
«ПреданиеосмертикнязяОлега»

Электронные(циф
ровые)образовател
Контрольныера Практическиера ьныересурсы
боты
боты

Всего

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

2

5

4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

9

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

Итогопоразделу
Раздел4.Литературапервойполовины XIXвека
А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх)
. «Песнь о вещем Олеге»,
4.1
«Зимняядорога»,«Узник»,«Туча»идр.Рома
н
«Дубровский»
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения
(неменеетрёх).«Трипальмы»,«Листок»,
4.2
«Утёс»и др.
4.3

А.В.Кольцов.Стихотворениянеменеедвух
).«Косарь»,«Соловейидр.

Итогопоразделу
Раздел5.ЛитературавторойполовиныXIXвека
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не
менеедвух).«Естьвосенипервоначальной…
5.1
»,
«С поляныкоршунподнялся…»
А.А.Фет.Стихотворения(неменеедвух
).«Учисьуних—удуба,у
5.2
берёзы…»,«Я пришёлктебес
приветом…»

2

12

4

2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

18

3

3

5.3

И.С.Тургенев.Рассказ«Бежинлуг»

3

5.4

Н.С.Лесков.Сказ«Левша»

4

5.5

Л.Н.Толстой.Повесть «Детство»(главы)

3

5.6

А.П.Чехов.Рассказы(триповыбору).

5

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК

Например,«Толстыйитонкий»,
«Хамелеон», «Смертьчиновника»идр.
5.7

А.И.Куприн.Рассказ«Чудесныйдоктор»

Итогопоразделу
Раздел6.ЛитератураХХвека
Стихотворения отечественных
поэтовначалаХХвека. (неменее
двух).Например,стихотворенияС.А.
6.1
Есенина,В.В.Маяковского,А.А.Блокаидр.

6.2

6.3

6.4

Стихотворения отечественных поэтов
XXвека.(неменеечетырёх стихотворений
двух поэтов), Например, стихотворенияО.
Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е.
А.Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю.
Д.Левитанского,Ю.П.Мориц, Б.Ш.
Окуджавы,Д.С.Самойлова
ПрозаотечественныхписателейконцаXX
—началаXXI века,втомчислеоВеликой
Отечественной войне.
(двапроизведенияповыбору),Например,Б.Л.
Васильев.«Экспонат№»; Б.П.Екимов.
«Ночьисцеления»;А.В.ЖвалевскийиЕ.Б.
Пастернак. «Правдивая история
ДедаМороза»(глава«Оченьстрашный1942
Новыйгод»и др.)
В.Г.Распутин.Рассказ«Уроки

https://m.edsoo.ru/7f41542e

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

24

6

3

3

4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК

французского»

6.5

6.6

6.7

Произведенияотечественныхписателейна
тему взросления человека. (не менеедвух),
Например,Р.П. Погодин.
«Кирпичныеострова»;Р.И.Фраерман.
«ДикаясобакаДинго,илиПовестьо
первой любви»; Ю. И. Коваль.
«Самаялёгкаялодкавмире»идр.
Произведения современныхотечественных
писателей-фантастов.
(неменеедвух).Например,А.В.Жвалевскийи
Е. Б. Пастернак. «Время
всегдахорошее»;В.В.Ледерман.«Календарь
ма(й)я»идр.
Литература народов
РоссийскойФедерации.
Стихотворения (два
повыбору).Например,М.Карим.
«Бессмертие»(фрагменты);Г.Тукай.
«Роднаядеревня»,«Книга»;К.Кулиев.
«Когданаменянавалиласьбеда…»,
«Какимбымалымнибылмойнарод…»,
«Чтобниделалосьнасвете…»

Итогопоразделу

https://m.edsoo.ru/7f41542e

5

4

4

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

29

Раздел7.Зарубежнаялитература
7.1

Д.Дефо.«РобинзонКрузо»(главыповыбо
ру)

4

7.2

Дж. Свифт. «Путешествия
Гулливера»(главыпо выбору)

3

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

7.3

Произведениязарубежныхписателейнатем
увзрослениячеловека.(неменее
двух).Например,Ж.Верн. «Детикапитана
Гранта»(главыповыбору);Х.Ли.«Убитьперес
мешника»(главыповыбору)идр.

6

7.4

Произведениясовременныхзарубежныхпи
сателей-фантастов.(не менее
двух).Например, Дж. К. Роулинг.
«ГарриПоттер»(главыповыбору), Д.У.Джонс.
«Домс характером»идр.

5

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

18

Развитиеречи

8

Внеклассноечтение

8

Итоговыеконтрольныеработы

2

Резервноевремя

16

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

136

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f41542e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41542e

2

0


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».