РП ЛИТ 9 кл 2023-24 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 9 класса

с. Воробьево2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 9 класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных во ФГОС ООО, а также Федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 18 мая г. № 370), Федеральной рабочей программы «Литература» для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2022 г.), авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина В.Я., Журавлева В.П. для
5 – 9 классов общеобразовательной школыпод редакцией В.Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2014 г., учебного плана МБОУ «Воробьвская
средняя школа» на2023 - 2024 учебный год и ориентирована на использование предметной линии учебников «Литература 5-11 классы» Коровина
В.Я., Журавлева В.П. и др. Москва: Просвещение, 2022 г.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет
«Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы на ступени основного
образования в 9 классе отводится 102 часа на 34 учебные недели).
Учебный план МБОУ «Воробьвская средняя школа» предусматривает изучение литературы в 9-ом классе 102 часа (34 недели, 3 часа в
неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении
школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма,

формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных
и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,
ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в
различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы
как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть
навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьнико в на
примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их,
а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге,
адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности,
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский
опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений
(литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать
основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения)
в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на
уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированнымучастниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты по литературе 9 класс
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и
патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста
научного, делового, публицистического; 3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность
художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных
смыслов:
- анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему
образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать
формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё
понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития
обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя
особенности авторского языка и стиля;
- овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа
и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза
и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика,
эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет,
лироэпические (поэма,баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический,
патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет,
метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое
восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр
(хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
- рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при
анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.
В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику
изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;

- сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и
факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
- сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя
литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с
опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и
редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную
литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и
эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также
проверенных Интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные
результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том
числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с
электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач;
применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и
индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих
результатов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» 9 КЛАСС
Введение.Значение художественной литературы.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства.
Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли.
Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности.
Язык произведения. Переводы «Слова...».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе.
Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник
«странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне
сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц.
Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть
может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви.
Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в
пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная
линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в
судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики
(прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в
двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего
времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я
люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания.
Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый
герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии,
сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».
Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера
повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе.
Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Поэзия серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...»,
«Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной
художественный приём.
Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина»,
«Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая»,
«Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская
глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о
природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»);
А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К.
М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение
идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание
мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт),
сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста

эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,
«Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии
«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Гёте и русская литература.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» 9 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов и тем

1.
2.
3.

Введение.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.

1
4
9

1
3
7

1
1

Из них
Контрольные
работы,
сочинения
-

4.

Шедевры русской литературы XIX
века.
Литература XX века.

52

43

7

30

28

Романсы и песни на слова русских
писателей XIX-XX веков.
Из зарубежной литературы.

1

Итого:

5.
6.
7.

Количество часов
Всего
Теория

Развитие речи

Внеклассное
чтение

ЭОР

1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1

1

https://resh.edu.ru/

1

1

-

https://resh.edu.ru/

1

-

-

-

https://resh.edu.ru/

6

5

-

-

-

https://resh.edu.ru/

102

88

10

2

2


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».