МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для обучающихся 5 класса с. Воробьево2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе 5 класса на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных во ФГОС ООО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370), Федеральной рабочей программы «Литература» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022 г.), авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина В.Я., Журавлева В.П. для 5 – 9 классов общеобразовательной школыпод редакцией В.Я. Коровиной, Москва: «Просвещение», 2014 г., учебного плана МБОУ «Воробьвская средняя школа» на2023 - 2024 учебный год и ориентирована на использование предметной линии учебников «Литература 5-11 классы» Коровина В.Я., Журавлева В.П. и др. Москва: Просвещение, 2023 г. Срок реализации рабочей программы – 1 год. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» 5 КЛАСС Мифология МифынародовРоссиии мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). ЛитературапервойполовиныXIXвека И.А.Крылов.Басни(триповыбору). Например, «Волк и Ягнёнок», «Волкнапсарне»,«ЛистыиКорни»,«Свиньяпод «ОсёлиСоловей»,«Ворона иЛисица». А.С.Пушкин.Стихотворения(неменеетрёх).«Зимнееутро», «Зимнийвечер»,«Няне»идр. «Сказкаомёртвойцаревнеиосемибогатырях». М.Ю.Лермонтов.Стихотворение«Бородино». Н.В.Гоголь.Повесть«НочьпередРождеством»изсборника «ВечеранахутореблизДиканьки». Дубом», ЛитературавторойполовиныXIXвекаИ. С. Тургенев. Рассказ«Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,Красный нос» (фрагмент). Л.Н.Толстой.Рассказ«Кавказскийпленник». «Квартет», ЛитератураXIX—ХХвеков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека сРодиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.Тютчева,А.А.Фета,И.А.Бунина,А.А.Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказыотечественных писателейXIX— XXвеков А.П.Чехов(дварассказаповыбору).Например,«Лошадинаяфамилия»,«Мальчики»,«Хирургия»и др. М.М.Зощенко(дварассказаповыбору).Например,«Галоша»,«ЛёляиМинька»,«Ёлка», «Золотыеслова»,«Встреча»идр. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А.П.Платонов.Рассказы(одинповыбору).Например,«Корова»,«Никита»идр. В.П.Астафьев.Рассказ«Васюткиноозеро». ЛитератураXX—XXIвеков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки сВасильевскогоострова»; В. П.Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.Алексина,В.П.Астафьева,В.К.Железникова,Ю.Я.Яковлева,Ю.И.Коваля,А.А.ГиваргизоваМ. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей(одноповыбору).Например,К.Булычёв.«Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.(главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения(одноповыбору). Например,Р. Г. Гамзатов.«Песнясоловья»; М.Карим.«Этупеснюматьмнепела». Зарубежнаялитература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса вСтране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежнаяпроза о детяхиподростках(двапроизведенияпо выбору).Например,М.Твен. «ПриключенияТомаСойера» (главыповыбору);Дж.Лондон.«СказаниеоКише»;Р.Брэдбери.Рассказы.Например,«Каникулы», «Звукбегущихног», «Зелёноеутро»идр. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежнаяпрозаоживотных (одно-двапроизведенияповыбору). Э.Сетон-Томпсон.«Королевскаяаналостанка»;Дж.Даррелл.«Говорящийсвёрток»;Дж.Лондон. Тикки-Тави»идр. «Белыйклык»;Дж.Р.Киплинг.«Маугли»,«Рикки- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; - представление о способах противодействия коррупции; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; - готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; - осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; - ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного литературного образования; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; - уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; - потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; - умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; - оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; - воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; - оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; - формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Метапредметные результаты. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); - устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; - с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; - в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; совместная деятельность: - использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированнымучастниками взаимодействия на литературных занятиях; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; - давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; эмоциональный интеллект: - развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; - регулировать способ выражения своих эмоций; принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты 5 класс: 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: - определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; - понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественныйобраз; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; - сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; - сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими Интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» 8 КЛАСС № п/п Разделы программы Из них Количествочасов Всего Теория Развитие речи Контрольные работы Внеклассное чтение 1. Мифология. 4 4 - - - 2. Фольклор. 4 3 1 - - 3. Сказки народов России и народов мира. Литература первой половины XIX века. Литература второй половины XIX века. 7 5 1 1 - 17 11 3 - 3 13 9 3 1 - 4. 5. ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ 22 18 1 - 3 15 13 1 - 1 15 13 1 - 1 9. ЛитератураXIX- XX веков. Литература XX-XXI веков. Литература XX-XXI веков. Зарубежная литература. 18 15 1 1 1 10. Повторение. 2 2 - - - 102 80 11 3 8 6. 7. 8. Всего: https://resh.edu.ru/subject/lesso n/7366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7 366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7 366/start/310732/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7 366/start/310732/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА Литература(в2частях),5класс/КоровинаВ.Я.,ЖуравлевВ.П.,КоровинВ.И.,АО«Издательство «Просвещение», Москва: 2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ О.А.ЕРЁМИНА.Урокилитературыв5классе.КнигадляучителяЛитературные викторины. Л.Л. Бельская БеляеваН.В. Урокилитературыв5классе.Поурочныеразработки:учеб.пособиедляобщеобразоват.организаций / Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 252 с. -https://catalog.prosv.ru/attachment/696b2a23-d2d3-11e0-acba001018890642.pdf В. Я. Коровина, И. С. Збарский.Литература. 5 класс. Методические советы. Под редакцией В. И.Коровина https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/21/v-ya-korovina-i-s-zbarskiy-literatura-5-klass-metodicheskie Методические пособия УМК А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. Литература (5-9) Источник:https://rosuchebnik.ru/metodicheskajapomosch/materialy/predmet-literatura_umk-liniya-umk-arhangelskogo-literatura-5-9_type-metodicheskoe-posobie/https://rosuchebnik.ru/material/literatura-5klass- metodicheskoe-posobie0611/ ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ ИНТЕРНЕТ http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ Каталогобразовательных ресурсов по литературе http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежнаялитература для школы http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт дляучителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В.Ломоносоваhttp://www.svetozar.ru/– ОткрытаямеждународнаяИнтернет-олимпиадашкольниковпорусскому языку «Светозар» Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacherРоссийскаяэлектронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный проектор ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ