РП род.рус.яз -11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по родному языку (русскому)
среднего общего образования
для обучающихся 11 класса
Учитель: Романюк Валентина Захаровна
Класс: 11
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов:всего 34ч: (1 час в неделю).
Рабочая программа по родному языку (русскому ) для 10-11 классов
составлена на основании примерной основной образовательной программы
среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016
N 2/16-з);

Воробьево, 2023г

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык
(русский)»
Планируемые личностные результаты освоения ООП
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
 ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям.
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;

 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,

ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Содержание учебного предмета
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы
текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды

преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат.
Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Раздел 4. Обобщение . Повторение (2ч).
Тематическое планирование, 10класс
№
раздела

Количество
часов

Содержание

1

Язык и культура.

11 ч

2

Культура речи.

12 ч.

3

Речь. Речевая деятельность.

9 ч.

4

Обобщение . Повторение.

2 ч.
Итого

34 ч.

Тематическое планирование, 11класс
№
раздела

Содержание

Количество
часов
5

1.

Язык и культура

2.

Культура речи

18

3.

Речевая деятельность. Текст

9

4.

Обобщение . Повторение.

2
Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по родному языку (русскому)
10класс(базовый уровень)
№
урока

Дата
Наименование разделов и тем

Примечание

по
по
плану факту

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

1

Русский язык – национальный язык русского
народа. Русский язык в жизни общества и
государства.

2

Русский язык – язык русской художественной
литературы. История русского литературного
языка.

02.09

Индивидуальные
задания: подобрать
20
слов
с
орфограммами
«Проверяемая
гласная в корне»,
«непроизносимая
согласная в корне»

09.09

Подготовить
связный рассказ о
возникновении
языка.

3

4

РР . Проект. Разработка рекомендаций
«Вредные советы оратору», «Правила
информационной безопасности при общении
в социальных сетях»

Лексические заимствования. Причины
заимствований. Пополнение словарного
состава русского языка новой лексикой.

16.09

23.09

Подготовить
проект к
презентации

Печальный пример:
синтаксис
и
орфография
в
Интернете
заставляют
нас
задуматься
о
сохранности нашего
великого, могучего
русского
языка.
Напишите
свое
мнение
(8-10
предложений)

Найдите в
произведениях
русских поэтов 20
века неологизмы,
объясните их
значение или
написать
сочинение –
рассуждение
«Нуждается ли
русский язык в
защите?»

5

Пополнение словарного состава русского
языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере
употребления и стилистической окраске.

30.09

6

РР .Сочинение«Роль и уместность
заимствований в современном русском
языке»

07.10

Повторить раздел
языкознания
«Фразеология»

14.10

Определить
источники
фразеологизмов,
дать
их
толкование:
кричать на всю
Ивановскую, бить
баклуши.

21.10

Задание: пользуясь
этимологическим
словарем,
установите
происхождение
слов:
колобок, колокол,
спортсмен,
бизнесмен,
чародей,
злодей,
парикмахер,

7

8

Национально-культурная специфика русской
фразеологии.

Русский язык как развивающееся явление.
Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Внешние и
внутренние факторы языковых изменений.

ротозей, горемыка,
тунеядец, спасибо,
медведь,

9

Группы лексических единиц по степени
устарелости. Исконно русская лексика.
Речевой этикет.

28.10

10

Русский язык как зеркало национальной
культуры и истории народа .

11.11

11

РР . Проект. Понимаем ли мы язык
Пушкина?К.Р.

18.11

распределите
устаревшие слова по
тематическим
группам(еда, посуда,
одежда, женские
головные уборы),
пользуясь толковым
словарём.
Кокошник, кулебяка,
кафтан, коврига,
лохань, ступа,
ботвинья,
душегрейка, зипун,
армяк, корчага, ушат,
повойник.

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

12

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка.

25.11

13

Практикум. Орфоэпия русского языка.

02.12

14

Практикум. Орфоэпия русского языка.

09.12

15

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.

16.12

16

Практикум. Лексика русского языка.

23.12

Расставьте
ударения в словах,
используя
орфоэпический
словарь.
1. Трубопровод,
газопровод,
мусоропровод,
нефтепровод,
водопровод.
2. Филолог,
психолог, каталог,
эпилог, пролог.
3. Немота, глухота,
икота, зевота,
духота, красота,
дремота, ломота.

17

Практикум. Лексика русского языка.

30.12

18

Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.

13.01

19

Практикум. Грамматические (
морфологические) нормы.

20.01

20

Практикум. Грамматические
(синтаксические) нормы

27.01

21

Речевой этикет .Правила речевого этикета:
нормы и традиции

03.02

22

Контрольная работа. Нормы литературного
языка.

10.02

23

Анализ контрольной работы.

17.02

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
24

Язык и речь. Виды речевой деятельности. и
логичность речи

24.02

25

Текст как единица языка и речи . Текст и его
основные признаки. Строение текста.
Средства связи предложений в тексте.

03.03

РР. Работа над проектом .Подготовка
сборника «бывальщин», альманаха рассказов.

10.03

27

РР. Защита проекта. Сборник «бывальщин»,
альманах рассказов.

17.03

28

Типы речи

31.03

29

Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь.Язык художественной
литературы.

07.04

30

Функциональные разновидности языка.
Официально-деловой стиль. Научный стиль .
Публицистический стиль.

14.04

31

Практикум. Анализ текстов разной
структуры, типовой принадлежности,
стилевой принадлежности.

28.04

32

Практикум. Создание тестов.

05.05

26

Раздел4. Обобщение. Повторение. (2 ч.)

33

Богатство русского родного языка по
стилистике, по лексической структуре, по
синтаксическому строению.

12.05

34

Р р Защита проектов «Русский язык- наш
родной язык».

19.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по родному языку (русскому)
11 класс(базовый уровень)
№
Наименование разделов и тем
Дата
Примечание
урока
по
по
плану факту
Подготовить
1.
1 Язык и речь. Язык и художественная литература
02.09
2.

Тексты художественной литературы как единство
формы и содержания

устое сообщение
«Язык в жизни
народа»
Проанализироват
ь произведения
поэтов и
писателей и
найти примеры
образной речи.

09.09
3.

Р/р Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

4.

Р/р Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

5.

Р/р Работа со статьей. Н. Помяловский«О
разнообразии языка»
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке

6.

16.09
23.09

30.09

14.10

Образовать
формы кратких
прилагательных,
обозначить
ударения:
грубый, глупый,
глубокий,
желтый, жирный,
кислый,
плотный,
прочный.
Выучить
теоретический
материал по теме
урока, составить
синквейн по теме
урока.

21.10

Определите, к
какой группе
лексики с точки
зрения сферы её
употребления,
относятся
данные слова: а)
диалектная; б)
специальная; в)
жаргонная или
арготическая.
Адсорбент - «тело,

07.10
7.

8.

Написать
развернутый
ответ на вопрос
«Как можно
объяснить
название драмы
«Скупой
рыцарь»?
Выполнить
индивидуальные
задания
Закончить
конспект.

Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской
орфографии

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и
употребления

на поверхности
которого
происходит
поглощение
вещества из
раствора или
газа»; автомат «выставление
итоговой оценки
по результатам
текущей
успеваемости без
сдачи зачёта или
экзамена»;
аржаной «ржаной»; бугор «начальник»;
зыбка «колыбель»; катет
- «каждая из двух
сторон
прямоугольного
треугольника»;
качаться «укреплять
мускулатуру с
помощью
тренажёров»;
кумашник «сарафан красного
цвета»; линолеум «материал для
покрытия полов».

9.

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя
и др. русских писателей

28.10
10.
11.

Р/р Творческая работа «Употребление
фразеологизмов в художественной литературе»

11.11

Р/р Творческая работа «Употребление
фразеологизмов в художественной литературе»
18.11

12.

13.

Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества»
Контрольная работа в форме теста по теме
«Орфоэпические и лексические нормы русского
языка»

25.11

02.12

Крылатые
выражения часто
встречаются в
заглавиях книг,
публицистически
х материалов.
Названия каких
произведений
русских
писателей стали
крылатыми
(вошли во
фразеологически
й фонд русского
языка)?

14.

Анализ контрольной работы

09.12

15.

Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.

16.12

Синтаксические нормы как выбор вариантов
построения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи

30.12

Этика и этикет в деловом общении. Функции
речевого этикета в деловом общении
Этапы делового общения

20.01

16.
17.

18.

19.
20.
21.
22.
23.

Протокол делового общения. Телефонный этикет в
деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматические нормы русского языка»

23.12

13.01

27.01
03.02
10.02

Анализ контрольной работы
17.02

24.
25.
26.

Речевые жанры монологической речи: доклад,
поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений втексте

24.02
03.03
10.03

27.

28.

Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста. Абзац.
Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

17.03
31.03

29.

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
07.04

30.
31.
32.

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А.
Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы

14.04
28.04
05.05

33.

Защита проекта по предложенной теме

34.

Итоговый урок

Примерные темы проектных и исследовательских работ
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.

12.05
19.05

Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что
общего и в чём различие.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».