РП Род лит 7 кл 2023-24 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет родная литература (русская)
Уровень _базовый____________
Романюк Валентина Захаровна___
Класс: 7
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего: 34 часа, в неделю – 1 час.
Ворбьево,2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре
народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников,
развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература
(русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область
«Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа,
духовные основы русской культуры; б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных
произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской
литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет
«Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача
— расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры,
которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических
блока):
- «Россия — родина моя»;
- «Русские традиции»;
- «Русский характер — русская душа».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках
предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской
Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национальноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы; - формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет, и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;

духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий
и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при
изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретироватьпрочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты в 7 классе:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о сибирском крае и русском поле;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских
национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

- иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о
загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
- владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с
разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (10 ч.)
Преданья старины глубокой (3 ч.)
Русские народные песни: исторические и лирические песни (не менее двух). Напри- мер: «На заре то было,
братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). Стихотворения (не менее двух). Например: И.
З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…» и др.
Города земли русской (2 ч.)
Сибирский край В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору, например, «Тобольск»). А. И.
Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч.)
Русское поле Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др. Д. В. Григорович.
«Пахарь» (не менее одной главы по выбору).
Внеклассное чтение № 1. Писатели и поэты о Крыме (1 ч.)
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 ч.)

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (12 ч.)
Праздники русского мира (4 ч.)
Пасха.Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская
заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».
Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. «На страстной неделе»(1 ч.)
Тепло родного дома (4 ч.)
Русские мастера В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по выбору). Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент
по выбору). Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О мастерах» и др.
Внеклассное чтение № 3.Литературное краеведение. А.И. Куприн «Белый пудель» (1 ч.)
Проверочная работа по итогам изучения раздела (2 ч.)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (11 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч.)
На Первой мировой войне. Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв.
в «Наступление», «Война» и др. М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч.)
Долюшка женская. Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая
Ужасамвойны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» и др. Ф. А. Абрамов.
«Золотыеруки».
О ваших ровесниках (3 ч.)
Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору,
например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
Такого языка на свете не бывало Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не
старовер…» и др.

Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 ч.)
Повторение и обобщение изученного материала (1 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 КЛАСС
(четвёртый год обучения – 34 часа).
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни:
исторические и лирические
Преданья старины глубокой «На заре то было, братцы, наутренней…», «Ах
вы, ветры, ветрыбуйные…».
(3 ч.)
Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе.
А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»(песня 1).
И.З.Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».
А.К.Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Города земли русской (2 ч.)

Количество
часов
10
1

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyki-literatura/library/2014/02/06/narodnyepesni

1

1

Сибирский край.
В.Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»).

https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2018/11/01/7-klasstema-uroka-istoricheskaya-tema-v

1
1

А. И. Солженицын. «КолоколУглича».

ЭОР

https://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnayarabota/2016/06/10/beseda-uglichdyhanie-vekov

Родные просторы (3 ч.)

Родные просторы. Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы изповести).

Внеклассное чтение № 1. Писатели и
поэты о Крыме.
Проверочная работа № 1 по итогам изучения раздела.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье вМоскве».
Праздники русского мира
(4 ч.)

1

2
1
1
12
1

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреняна Пасху».

1

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.Боткину).

1

А.П.Чехов. «Казак».

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2015/04/23/metodicheskay
a-razrabotka-vneklassnogo-zanyatiya-po
1

Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. «На 1
страстной неделе».
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
1
Тепло родного дома (3 ч.)

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Стихотворения. Р.И. Рождественский «О
мастерах».
Внеклассное чтение № 3.Литературное
краеведение. А.И. Куприн «Белый пудель».

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/li
brary/2013/05/09/konspekt-urokaglavneyshiy-prazdnik-pravoslavnykhkhristian

2
1
1

Р.Р. № 1. Подготовка к контрольному сочинению –
рассуждению № 1.

1

Проверочная работа № 2 по итогам изучения раздела.Контрольное сочинение –
рассуждение.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
На Первой мировой войне.
С. М. Городецкий. «Воздушный
Родина (3 ч.)
витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о,
мудрость прекрасная…»,
«Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление»,
«Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская.
Загадки русской души (3 ч.) Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг
берутся силы…»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят:
Россия…».
Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова.«Джинн Сева».
О ваших ровесниках (2 ч.)
Н. Н. Назаркин.«Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка», «Ах,
миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало.
Лишь слову жизнь дана (1 ч.) Вс. Рождественский.«В родной
поэзии совсем не старовер…».
Проверочная работа № 3 по итогам изучения раздела.
Повторение.
Итого:

1
11
1

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library
/...

1
1
1

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library
/...

1
1

2
1

1
1
1
34

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library
/...


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».