РП Занимательное естезствознание

Рабочая программа
внеурочной деятельности
Кружок:

« Занимательное естествознание»

Уровень:

базовый

Направление: интеллектуальное
Руководитель: Ибраимова Ремзие Ленуровна
Класс:

7-9

2023/2024 учебный год
.

Воробьево, 2023

Планируемые результаты
Личностные результаты:
•

развитие интереса к познанию мира природы;

•
•
•
•

осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире
профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего
поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;

•

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
• установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
•

•

•

•

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных
сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности
;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,
выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории,
общества;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире природы и социума;

Содержание программы
Введение ( 1 ч.)
Практическая часть:
Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»
1. Занимательная биология (14 ч.)
Практическая часть:
Час ребусов
Устный журнал «По страницам Красной книги»
Круглый стол «Легенды о цветах»
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
Виртуальное путешествие «В стране динозавров»
Викторина «Час цветов»
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии и химии(8 ч.)
Практическая часть:
Электронная лаборатория
Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых
организмов.
Дыхание корней.
Поглощение кислорода при дыхании корней.
Дыхание листа.
Выпрямившийся стебель.
Испарение воды растениями.
3. Познай себя (7 ч.)
Практическая часть:
Определение норм рационального питания
Определение темперамента
Составление режима дня

Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях
Определение жизненного объема легких
Приготовление полезной еды
Как создать модель клеток крови своими руками.
4.Проектная деятельность (10 часа)
Изготовление наглядных пособий
Изготовление гербариев
Создание цветочной клумбы
Тематическое планирование
№
п/п
1.

Содержание
(разделы, темы)
Введение

Количество часов
Характеристика деятельности
всего
теор практ обучающихся
1

Формируют умение спрашивать
(выяснять точки зрения других
учеников, делать запрос учителя
в ситуациях, когда нет
достаточной информации);
умение выражать свою точку
зрения (понятно для всех
формулировать своё мнение,
аргументировано его
доказывать);

1

умение договариваться (выбирать
в доброжелательной атмосфере
самое верное, рациональное,
оригинальное решение).
2.

Занимательная биология

6

6

3.

Занимательные опыты и
8
эксперименты по биологии
и химии

8

Учатся правильно
формулировать свои мысли.
Решать поисковые задачи.
Обосновывать свою точку
зрения. Формировать системное
мышление. Обмениваться с
одноклассниками своими
мыслями. Формировать систему
организации учебной
деятельности, анализируя опыты
по единому предложенному
плану. Формируют умения
находить необходимую
литературу, выбирать нужную
информацию.
Учатся работать с лабораторным
оборудованием.
Соблюдают правила работы в
кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием.

4.

Познаем себя.

7

7

Проводят самооценку и
взаимооценку проделанной
работы. Используют проект как
метод обучения.
Учатся работать с лабораторным
оборудованием.
Соблюдают правила работы в
кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием.
Проводят самооценку и
взаимооценку проделанной
работы.

5.

Проектная деятельность

10

10

Учатся правильно
формулировать свои мысли.
Решать поисковые задачи.
Обосновывать свою точку
зрения. Формировать системное
мышление. Обмениваться с
одноклассниками своими
мыслями. Формировать систему
организации учебной
деятельности, анализируя опыты
по единому предложенному
плану. Формируют умения
находить необходимую
литературу, выбирать нужную
информацию.

32 ч.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Содержание
(разделы, темы)

Дата

Колво
часов

Форма занятий

Оборудование

Основные
учебные действия
учащихся

«Шляпа
желаний».
Мозговой
штурм. Работа в
группах по
направлениям.
Составление
примерного

Презентация,
книгопечатная
продукция

Развивать
способность
отстаивать свою
точку зрения.

л-во
часов
Введение
1. 13,01 Как интересно
организовать
работу? Как
разработать
план
мероприятий?

1
1

Формировать
такие качества,
как дружба,

плана по
направлениям

коллективизм,
личная
ответственность
за общее дело.

Занимательная
биология

14

2.15,01

Час ребусов

1

Коллективная
работа

Карточки с
ребусами

3.20,01

По страницам
Красной книги

1

Устный журнал

4.22,01

Легенды о
цветах

1

Круглый стол

Иллюстративный
материал,
аудиозаписи
звуков леса.
Иллюстративный
материал

5.27,01

Конкурс
1
плакатов «Мы за
здоровый образ
жизни»

Конкурс

Творческие
работы учащихся

6.29,01

Виртуальное
путешествие «В
стране
динозавров»

1

Играпутешествие

Иллюстративный
материал,
жетоны,
презентация

7. 03,02

Викторина «Час
цветов»

1

Командная игра

Иллюстративный Формировать
материал
нравственное
сознание, чувства,
поведение.
развивать
способность
отстаивать свою
точку зрения.
Формировать
навыки обмена
впечатлениями и
мнением.

Формировать
понятие о видах
интеллектуальных
игр и их
отличительных
особенностях и
правилах;
особенностях
конкурсных
заданий
интеллектуальных
конкурсов и
подходы к их
решению;
правилах работы
с литературой;
принципах
работы в команде.

Занимательные 8
опыты и
эксперименты
по биологии и
химии
8. 05,02

Электронная
лаборатория

1

Практическая
работа

Электронная
лаборатория

9. 10,02

Электронная
лаборатория

1

Практическая
работа

Электронная
лаборатория

Понимать
целостность
окружающего
мира.

10. 12,02

Выращивание
рассады перца и
томатов

1

Индивидуальный Семена, емкости
эксперимент
для рассады

Знать основные
методы изучения
природы.

11. 17,02

Дыхание корней

1

Индивидуальный Два одинаковых
эксперимент
сосуда с водой,
два растения
хлорофитума
или
традесканции,
растительное
масло.

Владеть
основными
приемами
постановки
экспериментов.

12. 19,02

Поглощение
кислорода при
дыхании корней

1

Практическая
работа

Корни фасоли,
два сосуда,
пробки к
сосудам,
лучинки, вода

13. 02,03

Дыхание листа

1

Практическая
работа

Цветок герани,
вазелин

14. 05,03

Выпрямившийся 1
стебель

Практическая
работа

Завядший
стебель
сельдерея,
стакан, пищевой
краситель

15. 11,03

Испарение воды
растениями

1

Практическая
работа

Растение в
горшочке,
полиэтиленовый
пакетик, клейкая
лента

Познаем себя

7

16. 16,03

Определение
норм
рационального
питания

1

Практическая
работа

Раздаточный
материал

17. 18,03

Определение
темперамента

1

Практическая
работа

18. 01,04

Составление
режима дня

1

Практическая
работа

19. 06,04

Оказание первой 1
медицинской
помощи в
различных
ситуациях

Практическая
работа

Уметь применять
полученные
знания для
проведения
наблюдений за
природными
объектами.
Знать основные
понятия,
применяемые в
курсе биологии.

Формировать
навыки
творческой,
учебнопрактической
деятельности.
Раздаточный
Владеть
материал
основными
Раздаточный
приемами
материал
постановки
экспериментов.
Бинт, жгут, шина
Формировать
умение
обращаться с
лабораторным
оборудованием.

20. 08,04

Определение
жизненного
объема легких

1

Практическая
работа

Раздаточный
материал

21. 13,04

Приготовление
полезной еды

1

Коллективная
работа

Необходимые
продукты

22. 15,04

Как создать
модель клеток
крови своими
руками?

1

Творческая
работа

Бумага, фасоль,
чечевица, краски

Проектная
деятельность

10

23-25
20,04-29,04
26-28

Изготовление
наглядного
материала для
уроков биологии

Творческая
работа

Изготовление
гербариев

Творческая
работа

06,05-18,05
29.

Создание
клумбы

1

Творческая
работа

18,05

30.
20,05

31.
25,05

32.
27,05

Создание
клумбы
Разработка
плана

1

Творческая
работа

Создание
клумбы, уход за
клумбой

1

Творческая
работа

Создание
клумбы, уход за
клумбой

1

Коллективная
работа

Изучение
теоретического
материала

Ватман,
фломастеры,
фотографии

. Уметь применять
полученные знания
для изготовления
наглядного
материала для
уроков биологии
Уметь применять
полученные знания
для проведения
наблюдений за
природными
объектами.

Предполагаемые результаты реализации программы
1 уровень результатов:

2 уровень результатов:

3 уровень результатов:

«Приобретение социальных
знаний»

«Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности»

1) личностные качества:

1) личностные качества:

«Получение
самостоятельного
общественного действия»
1) личностные качества:

- уважительное отношение к труду
и творчеству своих товарищей;

- навыки индивидуальной
деятельности в процессе
практической работы под
руководством учителя;

- формирование эстетических
чувств, познавательных интересов и
мотивов, направленных на изучение - навыки коллективной
живой природы;
деятельности в процессе
совместной творческой
работы в команде
одноклассников под
руководством учителя;

- умение обсуждать и
анализировать собственную
деятельность и работу
одноклассников с позиций
задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств
его выражения;

- умение сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной деятельности,
соотносить свою часть работы
с общим замыслом;
2) универсальные способности
- умение видеть и понимать
значение практической и игровой
деятельности;

2) универсальные
способности
- способность выбирать
целевые и смысловые
установки в своих действиях и
поступках по отношению к
живой природе, здоровью
своему и окружающих;
- способность передавать
эмоциональные состояния и
свое отношение к природе,
человеку, обществу;

3) опыт в проектноисследовательской деятельности

3)универсальные способности
- умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в
коллективном обсуждении
проблем;

- умение адекватно
использовать речевые средства
для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать
разные точки зрения,
аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою
позицию;

3) опыт в проектноисследовательской
деятельности

3) опыт в проектноисследовательской
деятельности

- овладение составляющими
исследовательской и научнопрактической деятельности, ставить
вопросы, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать,

- умение организовать свою
учебную деятельность:
определять цель работы,
ставить задачи, планировать
— определять
последовательность действий
и прогнозировать результаты
работы;

- выражение в игровой
деятельности своего отношени
к природе городов и станиц
Ростовской области

-формирование интеллектуальных
умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.) и

- умение осуществлять
контроль и коррекцию в
случае обнаружения
отклонений и отличий при

-умение работать с разными
источниками информации;

эстетического отношения к живым
объектам;

сличении результатов с
заданным эталоном;

- знание основных принципов и
правил отношения к живой
природе.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.

2.

Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы.
Нетрадиционные уроки. Исследование,
интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. –
489.
Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8
классы. – Учитель, 2010. – 160.

Савенков А.И. Методика исследовательского
обучения школьников. Издательство «Учебная
литература», дом «Федоров», 2010.
4.
Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебнометодическое пособие. – Паритет, 2012. -256
5.
Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность
учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
6.
Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная
деятельность учащихся. – Учитель, 2010.
7.
Смирнова О.Б.Ставим эксперимент-изучаем главные
функции живых организмов:Методическое пособие
для учителей биологии, студентов и школьников.Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2010-48с
2. Технические средства обучения
3.

1

оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,

1

1
1

1
1
1
1

1

видеомагнитофон и др.) и средств фиксации
окружающего мира (фото- и видеокамера).
3. Оборудование кабинета
1

Мебель, стенды, наглядные материалы, лабораторное
оборудование

По количеству
учащихся


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».