Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок: « Занимательное естествознание» Уровень: базовый Направление: интеллектуальное Руководитель: Ибраимова Ремзие Ленуровна Класс: 7-9 2023/2024 учебный год . Воробьево, 2023 Планируемые результаты Личностные результаты: • развитие интереса к познанию мира природы; • • • • осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере; расширение сферы социально-нравственных представлений; установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Регулятивные универсальные учебные действия предвосхищать результат. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. • установление причинно-следственных связей; Предметные результаты: • • • • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; Содержание программы Введение ( 1 ч.) Практическая часть: Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?» 1. Занимательная биология (14 ч.) Практическая часть: Час ребусов Устный журнал «По страницам Красной книги» Круглый стол «Легенды о цветах» Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни» Виртуальное путешествие «В стране динозавров» Викторина «Час цветов» 2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии и химии(8 ч.) Практическая часть: Электронная лаборатория Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов. Дыхание корней. Поглощение кислорода при дыхании корней. Дыхание листа. Выпрямившийся стебель. Испарение воды растениями. 3. Познай себя (7 ч.) Практическая часть: Определение норм рационального питания Определение темперамента Составление режима дня Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях Определение жизненного объема легких Приготовление полезной еды Как создать модель клеток крови своими руками. 4.Проектная деятельность (10 часа) Изготовление наглядных пособий Изготовление гербариев Создание цветочной клумбы Тематическое планирование № п/п 1. Содержание (разделы, темы) Введение Количество часов Характеристика деятельности всего теор практ обучающихся 1 Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); 1 умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). 2. Занимательная биология 6 6 3. Занимательные опыты и 8 эксперименты по биологии и химии 8 Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. 4. Познаем себя. 7 7 Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. 5. Проектная деятельность 10 10 Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. 32 ч. Календарно-тематическое планирование № п/п Содержание (разделы, темы) Дата Колво часов Форма занятий Оборудование Основные учебные действия учащихся «Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного Презентация, книгопечатная продукция Развивать способность отстаивать свою точку зрения. л-во часов Введение 1. 13,01 Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий? 1 1 Формировать такие качества, как дружба, плана по направлениям коллективизм, личная ответственность за общее дело. Занимательная биология 14 2.15,01 Час ребусов 1 Коллективная работа Карточки с ребусами 3.20,01 По страницам Красной книги 1 Устный журнал 4.22,01 Легенды о цветах 1 Круглый стол Иллюстративный материал, аудиозаписи звуков леса. Иллюстративный материал 5.27,01 Конкурс 1 плакатов «Мы за здоровый образ жизни» Конкурс Творческие работы учащихся 6.29,01 Виртуальное путешествие «В стране динозавров» 1 Играпутешествие Иллюстративный материал, жетоны, презентация 7. 03,02 Викторина «Час цветов» 1 Командная игра Иллюстративный Формировать материал нравственное сознание, чувства, поведение. развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. Формировать понятие о видах интеллектуальных игр и их отличительных особенностях и правилах; особенностях конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению; правилах работы с литературой; принципах работы в команде. Занимательные 8 опыты и эксперименты по биологии и химии 8. 05,02 Электронная лаборатория 1 Практическая работа Электронная лаборатория 9. 10,02 Электронная лаборатория 1 Практическая работа Электронная лаборатория Понимать целостность окружающего мира. 10. 12,02 Выращивание рассады перца и томатов 1 Индивидуальный Семена, емкости эксперимент для рассады Знать основные методы изучения природы. 11. 17,02 Дыхание корней 1 Индивидуальный Два одинаковых эксперимент сосуда с водой, два растения хлорофитума или традесканции, растительное масло. Владеть основными приемами постановки экспериментов. 12. 19,02 Поглощение кислорода при дыхании корней 1 Практическая работа Корни фасоли, два сосуда, пробки к сосудам, лучинки, вода 13. 02,03 Дыхание листа 1 Практическая работа Цветок герани, вазелин 14. 05,03 Выпрямившийся 1 стебель Практическая работа Завядший стебель сельдерея, стакан, пищевой краситель 15. 11,03 Испарение воды растениями 1 Практическая работа Растение в горшочке, полиэтиленовый пакетик, клейкая лента Познаем себя 7 16. 16,03 Определение норм рационального питания 1 Практическая работа Раздаточный материал 17. 18,03 Определение темперамента 1 Практическая работа 18. 01,04 Составление режима дня 1 Практическая работа 19. 06,04 Оказание первой 1 медицинской помощи в различных ситуациях Практическая работа Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами. Знать основные понятия, применяемые в курсе биологии. Формировать навыки творческой, учебнопрактической деятельности. Раздаточный Владеть материал основными Раздаточный приемами материал постановки экспериментов. Бинт, жгут, шина Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. 20. 08,04 Определение жизненного объема легких 1 Практическая работа Раздаточный материал 21. 13,04 Приготовление полезной еды 1 Коллективная работа Необходимые продукты 22. 15,04 Как создать модель клеток крови своими руками? 1 Творческая работа Бумага, фасоль, чечевица, краски Проектная деятельность 10 23-25 20,04-29,04 26-28 Изготовление наглядного материала для уроков биологии Творческая работа Изготовление гербариев Творческая работа 06,05-18,05 29. Создание клумбы 1 Творческая работа 18,05 30. 20,05 31. 25,05 32. 27,05 Создание клумбы Разработка плана 1 Творческая работа Создание клумбы, уход за клумбой 1 Творческая работа Создание клумбы, уход за клумбой 1 Коллективная работа Изучение теоретического материала Ватман, фломастеры, фотографии . Уметь применять полученные знания для изготовления наглядного материала для уроков биологии Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами. Предполагаемые результаты реализации программы 1 уровень результатов: 2 уровень результатов: 3 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний» «Формирование ценностного отношения к социальной реальности» 1) личностные качества: 1) личностные качества: «Получение самостоятельного общественного действия» 1) личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение - навыки коллективной живой природы; деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 2) универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности; 2) универсальные способности - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 3) опыт в проектноисследовательской деятельности 3)универсальные способности - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; 3) опыт в проектноисследовательской деятельности 3) опыт в проектноисследовательской деятельности - овладение составляющими исследовательской и научнопрактической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, - умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; - выражение в игровой деятельности своего отношени к природе городов и станиц Ростовской области -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и - умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при -умение работать с разными источниками информации; эстетического отношения к живым объектам; сличении результатов с заданным эталоном; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса № п/п Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. 2. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010. 4. Травникова В.В. Биологические экскурсии. Учебнометодическое пособие. – Паритет, 2012. -256 5. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256. 6. Якушкина Е.Д. Биология. 5-9 класс. Проектная деятельность учащихся. – Учитель, 2010. 7. Смирнова О.Б.Ставим эксперимент-изучаем главные функции живых организмов:Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников.Ростов н/Д:ИПО ПИ ЮФУ, 2010-48с 2. Технические средства обучения 3. 1 оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, 1 1 1 1 1 1 1 1 видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). 3. Оборудование кабинета 1 Мебель, стенды, наглядные материалы, лабораторное оборудование По количеству учащихся