РП ЛИТ. 10 кл. 2023-24 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Сакского района Республики Крым

Рабочая программа
Предмет _литература____
Уровень базовый_______
Учитель Романюк Валентина Захаровна___
Класс: 10
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего: 102 часа, в неделю – 3 часа.

Воробьево,2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 10 класса на уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования,а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2424) и учебного плана МБО «Воробьевская средняя школа» на 2023 - 2024
учебный год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования состоят в сформированности чувства причастности к
отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных
текстов и способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих на уровне среднего общего образования и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений,
включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры,
состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века,
воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения
литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и
ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него — к традиционным ценностям и сокровищам
отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание
содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской
деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной
культуре.

Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи
связаны с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов
формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины
жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в
дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Учебный
предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к предмету «Литература» на уровне основного
общего образования.
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы на ступени среднего
образования в 10 классе отводится 102 часа на 34 учебные недели).
Учебный план МБОУ «Молочненская средняя школа имени Героя Советского Союза Г.С. Титова» предусматривает изучение литературы в
10-ом классе 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по литературедостигаются в
единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организациив соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и

духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятымив обществе правилами и нормами
поведения, и способствуютпроцессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания федеральной рабочей программы по литературе для среднего общего образования
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение
жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в
сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте,технологиях, труде, отражённым в
художественных произведениях;
- идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с
традициями народов России, в том числес опорой на литературные произведения.
4. Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства, в том числе литературы;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по литературе.
5. Физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной
оценкой поведения и поступков литературныхгероев.
6. Трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
- готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления
опыта литературных героев;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать неблагоприятные экологическиепоследствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы
и литератур народов России.
8. Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в
том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного
образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения федеральной рабочей программы учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений,
фактов историко-литературного процесса;
- разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по литературе;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
- уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходыи решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
- владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
- создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
- владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности
по предмету;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
- оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и
обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
- признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметные результаты по литературе 10 класс
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с
фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху
(вторая половина XIX века);
2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним;
осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния
произведений русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателяв процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью и
традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к
ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; иметь
устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать
читательские впечатления;

8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
изученным на уровне среднего общего образования):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения
(тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных
литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и
умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в
произведении;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.
Русская литературная критика второй половины XIX века.
Русская литература второй половины XIX века.
А.Н.Островский.
Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история, художественное своеобразие драмы, ее композиция и социальнопсихологический смысл конфликта. «Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе». Обличение самодурства и невежества в драме.
Образы Дикого и Кабанихи. «Темное царство» в драме «Гроза». О народных истоках характера Катерины. Тема «горячего сердца» и «тёмного

царства». Семейный и социальный конфликты в драме. Средства создания образа Катерины. Катерина как трагический характер. Оценка пьесы
А.Н. Островского «Гроза» русской критикой. Н.А. Добролюбов и А.А. Григорьев о «Грозе».
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ.
Трагическое.
И.А.Гончаров. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции. Историко-философский смысл романа. Полнота и сложность характера Обломова.
Система персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. «Обломовщина».
Обломов и Захар. Способы художественной типизации.
Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин о романе.
Теория литературы. Реализм. Роман. Замысел. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип, авторская позиция. Психологизм. Диалог.
Внутренний монолог. Деталь.
И.С.Тургенев.Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».
Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Широкий обобщающий смысл названия романа. Острота и искренность отклика писателя на
появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций? Споры Евгения
Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью. Оппоненты героя, их нравственная и
социальная позиция. Мировоззренческий кризис Базарова. Второй круг жизненных испытаний.
«Отцы и дети» в русской критике. Полемика сторонников и противников позиции автора.
Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм.
Н.Г. Чернышевский. Жизненный и творческий путь. Творческая история романа «Что делать?» Жанровое своеобразие и значение романа в
истории литературы и революционного движения. Мир старых пошлых людей. «Разумный эгоизм» «новых людей». Рахметов - «особенный
человек» романа. Философский смысл четвёртого сна Веры Павловны.
Ф. И. Тютчев.Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике поэта. «Не то, что мните вы, природа...», «Волна и дума» и др.Любовная лирика
Ф.И.Тютчева. «Silentium!», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...») и др.
Философская лирика поэта. «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь».«Есть в
осени первоначальной…» и др.
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. «Его послал бог Гнева и Печали…». О народных истоках мироощущения Некрасова.
Обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Поэтическое «многоголосье». «Тройка», «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…» и др. Своеобразие любовной лирики Некрасова. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»
Гражданственность лирики. Стихотворения «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские

отступления. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных
типов в галерее героев поэмы: Яким Нагой, ЕрмилГирин, странники и помещик, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.
Гриша Добросклонов – новый тип счастливца-устроителя.Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.
А.А.Фет.
Жизнь и творчество. Поэтический мир поэта. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века.
«Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Я пришёл к тебе с приветом…» и др. Мотивы лирики А.А.Фета.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.
А.К. Толстой. Краткий очерк жизни и творчества.
Связь картин природы с народной жизнью в лирике поэта.
Исторические баллады и былины А.К. Толстого.Сатирические темы и мотивы. Историческая проза А.К.Толстого («Князь Серебряный»).
Трилогия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Критика современной бюрократической
государственности и мечта писателя об участии русского дворянства в управлении Россией.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города».
Сатирическое изображение смены градоначальников. Главы «Опись градоначальникам», «Органчик».
Проблема финала «Истории одного города». Глава «Подтверждение покаяния».
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Страницы истории западноевропейского романа XIX века.
Фредерик Стендаль. Роман «Красное и чёрное» как «хроника XIX века» (обзор).
Оноре де Бальзак. Роман «Отец Горио». Изображение нравов французского общества в миниатюре (обзор).
Чарльз Диккенс. Роман «Домби и сын». Страшный мир наживы и выгоды (обзор).
Русская литература второй половины XIX века (продолжение).
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях
Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества.
«Преступления и наказание» Ф.М. Достоевского – идеологический роман. Глубина постановки нравственных проблем. В Петербурге
Достоевского. Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова. «Я не человека убил, я принцип убил!» Преступление
Раскольникова.Истоки бунта Раскольникова, символика снов. Антигуманный смысл теории главного героя и её крушение. (Идея Раскольникова о

праве сильной личности). «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».
«Двойники» Раскольникова, их роль. Признание и «наказание» Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в
противоречивом мире.
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская
позиция. Мировоззрение писателя.
Л.Н. Толстой.Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт
писателя. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».
Л.Н. Толстой. «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история, художественные особенности романа, своеобразие композиции, особенности
психологизма, «диалектика души». Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной
ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Пустота и бездуховность светского общества. Эпизод «Вечер в
салоне А.П. Шерер. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Изображение войны 1805-1807 г.г. в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир». Различие путей нравственных поисков героев романа Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе:
Наташа Ростова и Марья Болконская.
Изображение отечественной войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Философия войны в романе. Кутузов и Наполеон как личности
и полководцы. Смысл противопоставления полководцев. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе. «Мысль
народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий. Эпилог «Войны и мира».
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность.
Проблематика. Антитеза.
Н.С.Лесков.Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. «Русский антик». Мир лесковских героев. Тема «Очарованной души» в повести Н.С.
Лескова «Очарованный странник». Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Иван Флягин – один из героев-правдоискателей.Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни.
Теория литературы. Язык и стиль.
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века.
Генрик Ибсен. Краткий очерк жизни и творчества драматурга. Пьеса «Кукольный дом» («Нора»).
Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
Бернард Шоу. «Пигмалион».
А.П.Чехов.Жизнь и творчество. Особенности художественного мироощущения Чехова. «Маленькая трилогия». Идейно-художественное
своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Трагедия доктора Рагина. Рассказ «Палата № 6». Тема гибели души в
рассказе «Ионыч». Трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности.
Комедия «Вишневый сад». Общая характеристика «новой драмы». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Тема прошлого,
настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.Загадка Ермолая: «хищный

зверь» или «нежная душа»? «Вечный студент» Петя Трофимов. Финал пьесы.
Теория литературы. Сюжет, тема, проблематика. Конфликт. Сюжет. Композиция. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Драма. Комедия.
Ремарка. Жанр. Стиль и язык.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов и тем

1.
2.

3.

4.

Количество часов
Всего
Теория

Развитие речи

Введение.
Русская литература второй
половины XIX века.
А.Н. Островский.

2
55

2
45

6

Из них
Контрольные
работы,
сочинения
2

8

5

2

-

1

И.А. Гончаров.
И.С. Тургенев.

7
10

5
8

2
-

1

1

Н.Г. Чернышевский.
Ф.И. Тютчев.

7
3

6
3

1
-

-

-

Н.А. Некрасов.
А.А. Фет.
А.Н. Толстой.
М.Е. Салтыков-Щедрин.

9
3
5
3

8
3
4
3

1
-

1
-

1
-

Страницы истории
западноевропейского романа XIX
века.
Русская литература второй
половины XIX века (продолжение).
Ф.М. Достоевский.
Л.Н. Толстой.
Н.С. Лесков.
А.П. Чехов.

3

3

-

-

-

37

33

2

1

-

9
14
4
10

8
13
4
8

1
1

1
-

-

Внеклассное
чтение

ЭОР

3
http://lit.1septemb
er.ru
http://lit.1septemb
er.ru
http://lit.1septemb
er.ru

http://lit.1septemb
er.ru
http://lit.1septemb
er.ru

http://metlit.nm.ru
http://metlit.nm.ru
http://metlit.nm.ru

5.

Страницы истории зарубежной
5
литературы конца XIX – начала XX
века.
Итого:
102

5

-

-

-

88

8

3

3


Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».