Итоговое сочинение (изложение)

18.11.2022

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок- 6 декабря 20236 декабря 2023 года
Дополнительные сроки- 7 февраля и 10 апреля 20247 февраля и 10 апреля 2024 года

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря последнего года обучения.

К написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные даты в текущем учебном году (в первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:

1) участники итогового сочинения (изложения) (за исключением лиц, указанных в пункте 24 Порядка), получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

2) участники итогового сочинения (изложения) (за исключением лиц, указанных в пункте 24 Порядка), удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 28 Порядка;

3) участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

4) участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Назначение ответственного за регистрацию на ИС в 11 класе.pdf (скачать) (посмотреть)
О проведении ИС для 11 класса.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о результатах пробного итогового собеседования.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ об итогах итогового сочинения.pdf (скачать) (посмотреть)

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ В НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

25.01.2024


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ В НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

1.      Как писать вступление?

·         Вступление должно быть 60-70 слов.

·         Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?

·         Отражено ли это во вступлении?

·         Намечена ли цель сочинения?

·         Сужена ли тема?

2.      Есть ли переход к основной части?

·         Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….

·         Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....

·         Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?

·         Так в произведении…показан….

·         Именно…( один из этих вариантов!)

3.      Как писать основную часть?

·         Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

·         Обращение к произведению (указаны автор, название);

·         Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

·         Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

·         Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

·         Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);

·         То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;

·         О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

·         Об этом же писал…;

·         Это же волновало….;

·         Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4.Как писать заключение?

·         В заключение должно быть — 60-70 слов.

·         Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

КЛИШЕ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

·         Подводя итог, хочется сказать:…

·         Таким образом, мы понимаем, что….

·         Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

 АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2021-2022

Алгоритм работы над сочинением:

1.      Внимательно прочитать формулировку темы.

2.      Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.

3.      Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

4.      Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».

5.      Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.

6.      Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения

7.      Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.

8.      Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

9.      Запиши их, составляя план.

10.  Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

11.  Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения

12.  Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!

 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2020-2021

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

1.      Как писать итоговое сочинение?

2.      Какой алгоритм написания сочинения?

3.      Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)Хочу такой сайт

·         Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

·         Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

·         Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

·         Дoкaзaтeльствa, пpимepы

·         Микpoвывoд

·         Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

·         Дoкaзaтeльствa, пpимepы

·         Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

ВАЖНО!!! Сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

 Вступление состоит из 3 элементов:

1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2.общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3.ответ-тезис на главный вопрос темы.

 

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

·         тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,

·         тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

·         тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

 

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

 

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!!!!

·         По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

·         Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

·         Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

·         Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

 

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

·         привести из литературных источников.

·         выделить в отдельный абзац.

·         в конце каждого абзаца написать микровывод.

·         к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

·         если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

1.      Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

2.      Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3.      Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.

 

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

ЧЕТЫРЕ  СПОСОБА ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ:

1.      Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2.      Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

3.      Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.      Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Важно знать!!!

1.      Критерии №1 и № 2 являются основными.

2.      Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).

3.      При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

4.      Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

5.      На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

6.      Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

7.      Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Наверх

Билет в будущее

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».